Анализ ассортимента товаров

5

При анализе результатов своей хозяйственной деятельности компания, безусловно, должна учитывать структуру выпуска продукции и ассортиментную политику. 

Анализ ассортимента товаров предполагает принятие во внимание фирмами как спроса на виды выпускаемой продукции, так и способов наиболее эффективного использования технических, трудовых, сырьевых, финансовых, технологических и прочих ресурсов, имеющихся в их распоряжении.

Система формирования ассортимента включает:

  • оценку уровня конкурентоспособности планируемой к выпуску либо уже выпускаемой продукции;
  • определение перспективных и текущих потребностей потребителей;
  • оценку экономической эффективности, а также степени риска возможных изменений в ассортименте товаров;
  • изучение жизненного цикла продукта, принятие своевременных мер по производству новых, более совершенных видов товаров и оперативное изъятие из производственной программы различных экономически неэффективных и морально устаревших изделий.

Причины недовыполнения ассортиментного плана могут быть внешними и внутренними.

Внешние причины. Сюда относятся конъюнктура рынка, состояние логистики, периодические изменения спроса на отдельные виды товаров, несвоевременный ввод производственных мощностей по причинам, независящим от данной компании и пр.

Внутренние же причины связаны с различными недостатками в организации на предприятии производства, низкой культурой производства, достаточно высокой степенью износа имеющихся основных фондов (и физическим, и моральным), недостатками в управлении персоналом.

Рост объема производства либо реализации по одним видам товаров и сокращение по другим приводит к изменениям в ее структуре, т.е. смене соотношения отдельных видов товаров в общем выпуске.

Выполнить план предприятия по структуре производства означает сохранить в фактическом выпуске товаров запланированные соотношения отдельных их видов. Изменение структуры товаров оказывает заметное влияние на многие экономические показатели:

  • материалоемкость;
  • себестоимость товарной продукции, прибыль;
  • рентабельность;
  • объем выпуска.

Если растет удельный вес более дорогих товаров, объем всего их выпуска в стоимостном выражении тоже растет, и наоборот. Причем то же происходит и с размером прибыли при росте удельного веса высокорентабельной продукции и, соответственно, при снижении доли низкорентабельной продукции.