Анализ ассортимента товаров
При анализе результатов своей хозяйственной деятельности компания, безусловно, должна учитывать структуру выпуска продукции и ассортиментную политику.
Анализ ассортимента товаров предполагает принятие во внимание фирмами как спроса на виды выпускаемой продукции, так и способов наиболее эффективного использования технических, трудовых, сырьевых, финансовых, технологических и прочих ресурсов, имеющихся в их распоряжении.
Система формирования ассортимента включает:
- оценку уровня конкурентоспособности планируемой к выпуску либо уже выпускаемой продукции;
- определение перспективных и текущих потребностей потребителей;
- оценку экономической эффективности, а также степени риска возможных изменений в ассортименте товаров;
- изучение жизненного цикла продукта, принятие своевременных мер по производству новых, более совершенных видов товаров и оперативное изъятие из производственной программы различных экономически неэффективных и морально устаревших изделий.
Причины недовыполнения ассортиментного плана могут быть внешними и внутренними.
Внешние причины. Сюда относятся конъюнктура рынка, состояние логистики, периодические изменения спроса на отдельные виды товаров, несвоевременный ввод производственных мощностей по причинам, независящим от данной компании и пр.
Внутренние же причины связаны с различными недостатками в организации на предприятии производства, низкой культурой производства, достаточно высокой степенью износа имеющихся основных фондов (и физическим, и моральным), недостатками в управлении персоналом.
Рост объема производства либо реализации по одним видам товаров и сокращение по другим приводит к изменениям в ее структуре, т.е. смене соотношения отдельных видов товаров в общем выпуске.
Выполнить план предприятия по структуре производства означает сохранить в фактическом выпуске товаров запланированные соотношения отдельных их видов. Изменение структуры товаров оказывает заметное влияние на многие экономические показатели:
- материалоемкость;
- себестоимость товарной продукции, прибыль;
- рентабельность;
- объем выпуска.
Если растет удельный вес более дорогих товаров, объем всего их выпуска в стоимостном выражении тоже растет, и наоборот. Причем то же происходит и с размером прибыли при росте удельного веса высокорентабельной продукции и, соответственно, при снижении доли низкорентабельной продукции.