Анализ инвестиционной привлекательности предприятия

5

Анализ инвестиционной привлекательности предприятия приобретает сегодня достаточно весомую роль при совершении сделок реорганизации юридических лиц, когда перед преемником-компанией стоит задача определения целесообразности реализуемого проекта.

В настоящее время не существует четко сформулированной концепции, которую можно было бы применить при произведении расчетов и выборе так называемой компании-цели.

Это вызвано рядом факторов, таких как:

  • особенности сделок, касающихся реорганизации предприятий (они могут проводиться как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, различны по мотивам, целям, задачам), что ведет к существованию разнонаправленных типов компаний-целей;
  • пренебрежение объективными параметрами и предпочтение субъективных интересов инвестора;
  • неполноценность информации как о реорганизуемом предприятии, так и о компании-цели.

Это может быть следствием закрытого доступа к базам данных либо макроуровень рассматриваемых организаций, что не позволяет систематизировать информацию и сформировать представление о сфере деятельности и возможностях субъекта хозяйствования. Это не закрытый перечень факторов, а лишь наиболее выраженные из них, в связи с которыми анализ инвестиционной привлекательности предприятия не может проводиться по универсальной схеме. Инвестиционная привлекательность может пониматься абсолютно неоднозначно и даже противоречиво. С одной стороны, это совокупность всех имеющихся показателей эффективности инвестиционной деятельности организации, которые характеризуют предприятие с различных аспектов и определяют наиболее благоприятные варианты для инвестора. С другой стороны, привлекательной компанию можно считать уже тогда, когда при наличии минимального риска вложение денег в акции организации приносит инвестору доход. И, наконец, с точки зрения третьей позиции, привлекательность достигается при совокупной положительной характеристике фирмы с позиций доходности инвестиций, перспективности развития и уровня рисков для инвестора.

Таким образом, подходя к данному вопросу со стороны прагматичности и рациональности, следует применять дифференцированный подход. Основу его составляет ориентация на цели компании, ее мотивацию – это обеспечивает четкую регламентацию и формулировку задач анализа инвестиционной привлекательности организации отдельно для каждого частного случая и вырабатывает приспособленную к нему систему показателей. В экономической теории в последнее время получила распространение монография А. Дамодарана «Инвестиционная оценка», в которой приведены многочисленные классификации компаний-целей. Критерии оценки инвестиционной привлекательности предприятия могут быть самыми разными: доходность, поиск резервов роста рентабельности собственного капитала и другие. Однако при любом подходе можно выделить два этапа данного анализа: расчет необходимых показателей и их корректировка.

По итогам проведенных исследований принимается соответствующее решение, которое предполагает два варианта: либо мы создаем и реализуем планы и проекты, либо отказываемся от планируемой предпринимательской деятельности. Последний вариант возможен тогда, когда существует достаточный риск неполучения запланированной прибыли, что может привести даже к ликвидации практически не начавшего работать предприятия как к результату его неплатежеспособности.

Конечный результат любого анализа выражен в коэффициенте инвестиционной привлекательности организации, выраженном в формализованном и количественном виде. Именно он впоследствии является основой сравнения предприятий в рамках как одной сферы, так и разных отраслей и технологий.