Факторный анализ прибыли от продаж

5

Главный источник формирования прибыли любого предприятия - его основная деятельность, для которой оно было создано. Характер деятельности определяет специфика отраслевой принадлежности данного предприятия.

В основе специфики:

  • производственно- коммерческая деятельность,
  • финансовая и инвестиционная деятельность.

Прибыль от продажи производимой продукции - разница между выручкой, что получена от продажи, и себестоимостью проданного товара, а также управленческих и коммерческих расходов.

Главная задача, которую решает факторный анализ прибыли от продаж, - определение причин и факторов невыполнения утвержденного задания по прибыли. При таком анализе рассматриваются источники получения самой прибыли и выявляются те резервы, которые можно привлечь для ее увеличения.

Балансовая прибыль рассчитывается с учетом полученной суммы выручки от реализованной произведенной продукции за минусом суммы НДС и акцизов, а также аналогичных платежей, и себестоимости продукции. Кроме того из полученной суммы доходов вычитаются коммерческие и управленческие, а также операционные и внереализационные расходы. Факторный анализ этого вида прибыли начинается с оценки полученных показателей выручки по ее составным элементам, которые сравниваются с предыдущим годом и утвержденным планом.

Для этого составляют аналитическую таблицу, в которую вносят плановые и фактические показатели. Анализ рассматривает номенклатуру продукции, оставшейся на складе, для выявления тех изделий, что не пользуются спросом. При наличии таких изделий необходимо выяснить вопрос о их дальнейшем выпуске (снять с производства вообще или сократить выпуск до размеров сбыта).

Оценка нижеперечисленных факторов при использовании факторного анализа позволит на основе бухгалтерской отчетности определить не только причины снижения прибыли, но и найти способы ее увеличения.

Среди важнейших факторов, которые влияют на сумму выручки от продаж, являются:

  • изменение объемов продаж - увеличение в объеме продаж количества рентабельной продукции чаще приводит к увеличению суммы выручки и, соответственно, к улучшению финансового состояния фирмы. А вот рост объемов реализации убыточной продукции спровоцирует уменьшение выручки;
  • изменение ассортимента реализуемой продукции - увеличение доли наиболее рентабельных видов товаров в объеме реализации увеличит сумму прибыли, увеличение низкорентабельной или убыточной продукции в удельном весе всей реализации уменьшит прибыль;
  • изменение себестоимости товара – когда себестоимость продукции снижается, то прибыль растет, и наоборот, рост себестоимости снижает прибыль. Такая же зависимость применима и в отношении к коммерческим и управленческим расходам;
  • изменение цены реализуемой продукции - увеличение уровня цен увеличивает сумму прибыли и наоборот. Результаты, которые дает факторный анализ прибыли от продаж, позволяют провести оценку резервов, позволяющих повысить эффективность производства.