Производственный и финансовый леверидж

5

В экономике, а, если быть более точным, в менеджменте, когда говорят слово леверидж имеют ввиду – процесс управления пассивами и активами компании, который направлен на увеличение (возрастание) прибыли.

Финансовый леверидж — это соотношение привилегированных акций и облигаций с одной стороны и обыкновенных акций — с другой. С одной стороны, финансовый леверидж есть показатель, отражающий финансовую устойчивость акционерного общества. С другой стороны, финансовый леверидж есть использование заемных средств (долговых обязательств) для того, чтобы увеличить ожидаемую прибыль на акционерный капитал. Существует третья трактовка финансового левериджа – это возможность влиять на чистую прибыль компании, изменяя объем и структуру долгосрочных пассивов: варьируя соотношения собственных и заёмных средств для того, чтобы оптимизировать процентные выплаты.

Иными словами, финансовый леверидж даёт характеристику взаимосвязи изменения чистой прибыли и изменения прибыли до выплаты процентов и налогов.

Уровень финансового левериджа растёт, когда в структуре активов увеличиваются доли заёмных средств. Но, в то же время, большой финансовый леверидж предполагает высокий уровень риска потери финансовой устойчивости: когда растет финансовый левериджа, растёт леверажный риск.

Производственный (операционный) леверидж зависит от структуры издержек производства и от соотношения условно-переменных и условно-постоянных затрат в структуре себестоимости. Вот почему производственный леверидж отражает взаимосвязь между структурой себестоимости, объемом выпуска и продаж и прибылью.

Производственный леверидж отражает изменение прибыли, зависящее от изменения объёмов продаж.

Операционный леверидж – это возможность оказывать влияние на балансовую прибыль, изменяя структуру себестоимости и объемов выпуска продукции (оптимизация, переменные и постоянные расходы). Операционный леверидж связан со структурой себестоимости и соотношением условно-переменных и условно-постоянных затрат.

Рассмотрение структуры себестоимости даёт возможность, во-первых, решить задачу по максимизации прибыли за счёт уменьшения тех или иных затрат при увеличении физического объёма продаж; во-вторых, разделить затраты на условно-переменные и условно-постоянные, а также позволяет дать оценку окупаемости затрат и рассчитать запас финансовой прочности компании на случай осложнений на рынке; в-третьих, даёт возможность рассчитать критический объём продаж, который покрывает затраты и обеспечивает безубыточную деятельность предприятия.

Решение данных задач позволяет сделать следующий вывод: если компания создаёт определённый объём условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж провоцирует ещё более сильное изменение прибыли. Данное явление называют эффектом операционного левериджа.