Служба маркетинга на предприятии

5

Служба маркетинга – это необходимое звено для эффективного  управления предприятием, которая является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется напрямую директору. Работа данной службы заключается в быстром реагировании на изменения внешней среды предприятия, на изменяющие требования потребителей, и всю хозяйственную деятельность предприятия изменить, приспособить к новым рыночным условиям.

К основным задачам маркетинговой службы относятся:

  • изучение рынка сбыта: анализ спроса и предложения, прогноз возможных тенденций развития, выявление причин дефицита (неудовлетворенного спроса) и разработка мероприятий по его снижению;
  • анализ ситуации на рынке используемого сырья, выбор оптимальных цепочек доставок;
  • анализ конкурентных стратегий: ценовой, рекламной, сбытовой, методы стимулирования, оценка сильных и слабых сторон;
  • выбор рынка, определение доли рынка, которую занимает продукция;
  • выбор маркетинговой стратегии, разработка предложений, программ (разработка системы скидок для стимулирования сбыта, освоение новых рынков сбыта, освоение новых видов продукции, выбор эффективной рекламы).
  • составление подробной тактики действий, составление конкретного плана действий по осуществлению выбранной стратегии.

Для успешной работы маркетинговой службы нужно использовать комплекс таких сфер деятельности как экономическая, финансово-валютная, планирующая, техническая, сбытовая, исследовательская. Таким образом, идеальный маркетолог должен иметь высокий уровень теоретической подготовки.

Существует несколько вариантов организации отдела маркетинга в зависимости от того какие цели преследует данная служба:

  • организация службы «по функциям» - одна из самых распространенных  и простых схем организации службы маркетинга. Отделом маркетинга руководит один человек (управляющий). Остальная работа в отделе распределяется по видам работ (функциям): стимулирование сбыта (реклама, скидки); сбыт; маркетинговые исследования;  разработка новых видов продукции и т.д. Данная  организационная структура теряет свой смысл, если фирма расширяет свой ассортимент и рынки сбыта.
  • «по рынкам сбыта» - схема распределения обязанностей в отделе по каждому рынку сбыта. Эта организационная структура подходит к тем фирмам, которые работают на рынках с разными потребительскими предпочтениями и привычками. Такие фирмы лучше удовлетворяют нужды потребителей конкретных сегментов рынка.
  • «по территории» - данная организационная структура базируется на географическом принципе. Вся работа в маркетинговой службе такого типа делится между маркетолагами по географическим регионам. Управление осуществляется вертикально: управляющий всеми рынками сбыта (сюда включена вся территория), ему подчиняется управляющие, чья работа охватывает регионы, соответственно им подчиняются управляющие определенными зонами, ну и, наконец, управление отдельными районами. При этом данная система предусматривает проживание специалиста на той территории которую он курирует, что ведёт к снижению издержек времени  и разъездных расходов, а так же более детальное изучение потребителей данного географического района.
  • «по видам продукции» -  это организационная структура применяется фирмами, которые производят  большое количество разного товара на различных рынках. В этом случае за каждым менеджером закрепляется определенный вид продукции.

Эффективное функционирование службы маркетинга зависит не только от выбранной организационной структуры, но и кадровым потенциалом. Здесь важна не только профессиональная подготовка, но и те обязанности, которые возлагают на специалистов, а также те методы стимулирования, которые приняты на предприятии.