Углубленный операционный анализ

5

Углубленный операционный анализ – это такой операционный анализ, который характеризуется отношением совокупных постоянных затрат непосредственно к конкретному товару, изделию или услуге. 

Расчет величины таких затрат не сложен: учитываются амортизационные отчисления по оборудованию, которое используется при производстве данной единицы продукции, заработные платы мастеров, начальника цеха, текущие и перспективные расходы на содержание и эксплуатацию цеха или его аренду и т.п. Это прямые затраты. Относительно косвенных затрат вопрос более сложный, ведь это расходы предприятия в целом, как имущественного комплекса – оклады руководства, затраты на аренду и содержание офиса, бухгалтерию и иные службы, расходы на научные и изыскательские работы и т.д. Обычно на практике такие расходы относят к конкретному товару исходя из его доли в суммарной выручке от реализации компании исходя из пропорционального расчета.

Углубленный операционный анализ предназначен для решения вопросов ассортиментной и ценовой политики. Главными вопросами, которые она решает, являются:

  • какие товары выгодно включать в ассортимент, а какие – нет;
  • установление цены на товары.

Принцип, положенный в основу углубленного операционного анализа заключается в том, что такая оценка позволяет объединить прямые переменные и прямые постоянные затраты на данный товар и вычислить промежуточную маржу, под которой понимается результат, полученный от реализации с учетом возмещения совокупных прямых затрат.

Промежуточная маржа лежит в плоскости валовой маржи и прибыли, занимая серединное положение между ними. Идеальным положением вещей является ситуация, когда промежуточная маржа покрывает наибольшую часть постоянных затрат компании, тем самым внося свою лепту в формирование прибыли.

Следует отметить, что для ассортиментной и ценовой политики оперирование валовой маржой уступает свое место расчету промежуточной маржи. Это обусловлено тем, что последний метод позволяет провести более тонкий, деликатный и реалистичный анализ, повышает обоснованность будущего выбора наиболее перспективных изделий, а также конкретизирует возможности по использованию мощностей производственных цехов.

Однако не все так просто. Имеются тонкости, которые связаны с расчетом порога безубыточности и порога рентабельности товара. В целом, углубленный операционный анализ по многим параметрам является наиболее востребованным в управленческой деятельности менеджера.