Управление запасами на предприятии

5

Управление запасами на предприятии представляет собой важнейшую часть политики, связанной с управлением оборотными активами предприятия. Главная её цель – организация бесперебойного производственного процесса и реализации товаров и услуги с минимизацией общих затрат, обеспечивающих обслуживание запасов. 

Производственные запасы включают в себя: сырье, материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи.

Важной составляющей процесса управления является именно формирование оптимального объема запасов, где главным является требуемая величина страховых запасов, создаваемых предприятием на случай незапланированных сбоев в поставках или возможных сезонных колебаний спроса потребителей. Это достаточно ясно, что страховые резервы не улучшают финансовые результаты от производственной деятельности (происходит замораживание средств в запасе), но зато они гарантируют устойчивость и ликвидность предприятию.

Управление запасами на предприятии имеет два случая, которые обрисовывают различные сценарии для дальнейшего развития предприятия. В случае дефицита запасов происходит остановка производства, падают объемы реализации продукции, в некоторых случаях — необходимость в быстрых темпах приобретать необходимое на момент сырье и материалы по довольно завышенным ценам. Как следствие - недополучение предприятием реально возможной прибыли. Так как запасы — это достаточно ликвидные активы, то их дефицит снижает показатель текущей ликвидности.

В случае избытка запасов происходит увеличение затрат, связанных с их хранением, рост налога на имущество, неполучение возможных доходов вследствие замораживания в запасах финансовых ресурсов, потери в результате физической порчи и моральное старение запасов.

Испытывать как дефицит, так и избыток в запасах – обоюдное невыгодное положение для предприятия.

Наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на формирование запасов, следующие:

  • условия, по которым приобретаются запасы (объемы партийных поставок, частота в заказах, предоставляемые скидки и льготы);
  • условия, по которым реализуется готовая продукция (изменение в объемах продаж, скидки в ценах, состояние спроса на рынке, степень развитости и надежности дилерской сети);
  • условия непосредственно производственного процесса (длительность основного и подготовительного процесса, особенности в технологиях производства);
  • издержки, связанные с хранением запасов (складские расходы, возможна порча, замораживание средств).