Управление затратами на предприятии

5

Себестоимость любой продукции - важнейший показатель экономической эффективности производства товаров или услуг. Все стороны хозяйственной деятельности предприятия находят в ней своё отражение и аккумулируют результаты от использования всех ресурсов в производстве. Уровень себестоимости влияет на все финансовые результаты деятельности, состояние субъектов хозяйствования в финансовой сфере, конкурентоспособность товаров и услуг.

Анализировать себестоимость продукции необходимо для того, чтобы изучить существующие тенденции в изменении её уровня, чтобы установить дисперсию фактических затрат (их отклонение от нормативных), а также причины этого явления, чтобы выявить возможности для снижения себестоимости и разработать мероприятия для их освоения.

Организация анализа себестоимости влияет на эффективность системы управления всеми затратами на предприятия и зависит от следующих факторов:

  • форм и методов учета затрат, используемых на предприятии;
  • степени автоматизации учетно-аналитического процесса;
  • состояния нормирования и планирования уровня краткосрочных затрат;
  • наличия соответствующих видов внутренней документации, содержащей ежедневные, еженедельные, ежемесячные отчеты об операционных затратах, что позволяет быстро определить отклонения, причины в них и своевременно принять корректирующие меры по устранению ошибок;
  • наличия специалистов, способных грамотно проводить анализ и управлять формированием затрат.

Управление затратами на предприятии должно решать многочисленные задачи, такие как расчет норм и упорядочение нормативно-правовой базы. И немаловажна сама организация учета изменений в нормах, разработка калькуляционных статей, учет издержек по центрам возникновения, процесс распределения затрат по ответственным лицам, контроль за выполнением плановых смет, нахождение резервов в целях экономии ресурсов и другие. Таким образом, управление затратами на предприятии - многоцелевая система, которая требует участия и взаимоувязки производственных звеньев всех уровней и всех служб на предприятии.

Эффективно управлять издержками на предприятии – это, прежде всего, контроль, то есть своевременное выявление фактов отклонения, причин этого отклонения и его виновников, их объективная оценка. Глубокий, своевременный контроль за отклонениями в затратах способствует быстрому принятию эффективных управленческих решений.