Нефть перестала быть орудием шантажа: энергетический нигилизм по-американски

5

17 октября 2013 года незамеченной для РФ стала одна из дат: 40 лет тому назад страны, экспортирующие нефть, перестали ее поставлять государствам, которые вмешались во внутренние дела Израиля в 1973 году.

Арабский нефтяной бойкот Америка пережила болезненно: не зря США вдруг вспомнили о том, что годовщина то круглая, да и, слава Богу, больше такая ситуация не повторялась. Взрослое поколение американцев хорошо помнят, как пришлось вытаивать многочасовую очередь, чтобы заправить авто на бензоколонке, как страшно было проезжать мимо надписей о том, что бензин закончился. Топливный мазут в то время стоил столько, что буквально все автокомпании стояли на гране разорения, а о горючем для служебного транспорта даже и не вспоминали.

В те годы США полностью зависели от импорта нефтепродуктов из стран Ближнего Востока, так что отсутствие даже его 15% уже можно было назвать кризисом. Так что правительство сделало правильные выводы и больше в конфликт и нос не совало.

В 1975 году был принят закон, который обязал автопроизводителей в 2 раза повысить экономичность всех выпускаемых США машин. Его уже дважды пересматривали и довольно удачно. Американские энергетические конгломераты, работавшие на мазуте до 1973 года тут же перешли на газ и уголь. Владельцы частных домов так же отказались от мазута, воспользовавшись голубым топливом, да и дома утеплили сразу же.

В 90-е годы прошлого века нефть резко подешевела и Америка перешла на «энергетический нигилизм», напоминающий тот, что был в годы СССР. Частные дома стали строить  без утеплителя, часть тепла уходило через форточки многоквартирных домов, автомобили пережили «букашечный» бум, так как американцы вновь стали ездить на шикарных авто, которые съедали бензина в 3 раза больше, чем малолитражки.

К середине девяностых один галлон бензина стоил всего доллар с мелочью. Но к 2000 году его цена подорожала втрое. Так что нынешнее энергосбережение опять актуально.