Анализ ассортиментной политики

5

Ассортиментная политика необходима любому предприятию. Она важна для неубыточности и координирования дохода с целью оптимизации рабочего процесса. Любые изменения в ассортименте производимых товаров сказываются на развитии бизнеса. 

По своей сущности анализ ассортиментной политики представляется собой изучение различных групп продукции и определение рентабельности каждой из них. Результаты анализа позволяют определить наиболее доходный вид товара и принять соответствующие решения для оптимизации деятельности компании.

Анализ ассортиментной политики обретает очевидную значимость для ведения бизнеса при учете принципа Парето. Данный принцип гласит, что 80 процентов финансового оборота компании обеспечивает только 20 процентов товарных позиций. Именно по этой причине важно знать, какая именно продукция входит в эти 20%, дабы наиболее рационально расходовать материальные и нематериальные ресурсы предприятия.

Изменения в ассортименте базируются на трех основных положениях:

  1. Горизонтальные изменения. Является одним из составляющих горизонтальной диверсификации, которая представляет собой изменение ассортимента в пределах существующей деятельности, иными словами, без выхода на другие рынки.
  2. Вертикальные изменения. Один из элементов политики вертикальной диверсификации, при которой деятельность предприятия сужается или расширяется за счет производства комплектующих, которыми ранее компанию снабжали поставщики. Также включает в себя создание собственной реализационной сети.
  3. Комплексные изменения. Одновременное проведение вертикальных и горизонтальных изменений.

Первым делом производится выбор по вертикальной политике, т. е. между сужением и расширением производства. Сужение может быть вызвано решением об интеграции ассортимента, а расширение чаще всего связано с диверсификацией.

После этого необходимо решить, производство каких товаров нужно увеличивать, а каких – уменьшать. При этом важно помнить, что:

  1. Динамика прибыли прямо пропорциональна маржинальной прибыли.
  2. Изготовление и реализация товара зависят от внешних факторов (особенности рынка, объемов производства, трудовых ресурсов, рекламы и пр.)