Анализ маржинального дохода

4

Маржинальный доход – это основная категория маржинального анализа. Характеризуется такой параметр разностью между выручкой от реализации продукции (без учета акцизов и НДС) и переменными затратами. Часто его также представляют как сумму покрытия, т.е. часть выручки, предназначенная для формирования прибыли и покрытия постоянных затрат. 

Анализ маржинального дохода строится на вычислении его по формуле:

M= S-V

где M – маржинальный доход; V – совокупные переменные затраты; S – выручка от реализации.

Такие расчеты можно выполнить не только относительно всего производства, но и относительно одной единицы продукции каждого вида – В таком случае имеет место удельный маржинальный доход. Таким образом, анализ маржинального дохода позволяет определить прирост прибыли от производства каждой дополнительной единицы продукции.

Для менеджера имеет большое значение нахождение величин удельного маржинального дохода. Если такой показатель имеет знак минуса, то напрашивается вывод о том, что получаемая выручка не может покрыть даже переменные затраты организации. И увеличение объема продукции приведет только к одному результату – увеличению общего убытка предприятия. В то же время, если невозможно снизить переменные затраты или такой ход событий затруднен, но следует рассматривать вопрос об исключении такого товара из ассортимента.

Маржинальный доход служит оценке текущей ситуации и перспектив компании. Главные вопросы, на которые отвечает анализ такого параметра: каковы суммы и источники денежных средств, которые имеются у фирмы, и какие статьи расхода существуют в процессе производства и функционирования.

Данные о величинах маржинального дохода и производных от него показателей получают в настоящее время все большее распространение и используются для прогнозирования цены реализации продукции, оптимального удорожания ее себестоимости, затрат, оценки эффективности, а также целесообразности увеличения объемов производства. Не обходится без анализа маржинального дохода и решение дилеммы: покупать или производить самим. В общем русле, такие исследования направлены на оптимизацию управленческого процесса.

Такое многоцелевое применение объясняется сравнительной наглядностью, простотой и доступностью расчетов.