Факторный анализ товарооборота

5

Факторный анализ товарооборота выявляет влияние разнообразных факторов на объемы и структуру товарооборота. Кроме того, с его помощью можно определить связи между выявленными факторами и отобрать из них наиболее значимые, что оказывают наибольшее влияние. Эта информация необходима для планирования товарооборота. 

Соотношение факторов меняется постоянно. А предприятие должно обладать сведениями о состоянии рынка, величине существующего спроса, темпах его изменений, уровне рыночных цен, влиянии конкуренции и т.п. Все это поможет определить, на какие виды ему следует ориентироваться во время планирования объемов и структуры товарооборота.

Важнейшим фактором развития товарооборота считается обеспеченность конкретного предприятия товарными ресурсами, которые непосредственно влияют на состояние практически всех показателей хоздеятельности. Связано это с тем, что они неразрывно связаны практически со всеми сторонами деятельности.

На показатели товарооборота влияют:

  • периодичность и объемы поступающих товаров,
  • изменение запасов товара на конец и на начало отчетного периода,
  • выбытие товаров - потери, бой, уценка, лом, порча.

Зависимость между товарными ресурсами, товарооборотом и их использованием можно выразить формулой товарного баланса:

  • поступление товаров;
  • запасы товаров в начале и конце отчетного периода;
  • товарооборот;
  • прочие виды выбытия товаров.

По этим показателям можно определить, как влияет каждый показатель товарного баланса на объемы товарооборота. Сам анализ влияния проводят методом абсолютных разниц.

Важный контрольный момент, который проверяет факторный анализ товарооборота, проверка правильного проведения всех расчетов. Чтобы это сделать, нужно фактическую величину отклонений сравнить с величиной, которая получена при расчетах. Увеличение поступлений и начальных запасов товара влияет положительно на сумму их реализации; и, наоборот, уменьшение приводит к сокращению ее размеров. Если уменьшается количество прочего выбытия товара, сокращаются конечные запасы, то это приводит к росту товарооборота, а увеличение данных показателей – его снижает.

Однако оценивая влияния перечисленных факторов, нужно учитывать тот факт, что товарные запасы, имеющиеся в начале периода, являются положительным фактором лишь при их соответствии спросу по:

  • качеству,
  • цене,
  • количеству,
  • ассортименту.

Если же в составе и товарных запасов, и поступающих товаров можно найти товары не соответствующие перечисленным требованиям, то это отрицательно повлияет на объем товарооборота.