Как происходит ценообразование в маркетинге?

5

Ценообразование – важнейший элемент маркетинговой деятельности фирмы на рынке в современных условиях. Актуальность эффективного ценообразования обуславливается следующими факторами:

  1. Цена в большей степени определяет уровень спроса, а именно объем продаж. Слишком низкая или высокая цена может стать причиной проблемы сбыта товара.
  2. Ценой определяется важнейшие экономические показатели деятельности компании – рентабельность, уровень её прибыли, а следовательно и динамика достижения окупаемости затрат.
  3. Цена вносит свой вклад в имидж товара. Она является своеобразным критерием оценки качества товара. Покупатели часто думают, что высокие цены свидетельствуют о  высоком качестве товара, а низкие цены – о низком качестве. Поэтому очень важно, чтобы цена соответствовала качеству и образу, который фирма создает своей продукции.
  4. В большей степени, чем другие инструменты маркетинга цена – это удобная база для сравнения конкурирующих товаров.       

Таким образом, ценообразование в маркетинге оказывает огромное влияние на результаты деятельности предприятия. 

Выделяют следующие этапы формирования цены. Первый этап предполагает определения спроса на товар. То есть устанавливаются потенциальные экономические и психологические возможности покупки товара по той или иной цене. Второй этап включает в себя расчет затрат на производство продукции. Предприятие устанавливает для себя выгодную цену, учитывая свою предполагаемую прибыль. На третьем этапе осуществляется изучение конкурентного рынка, а именно сравниваются цены, качество и прочие параметры товаров конкурентов. Важным моментом является своевременное реагирование на действие конкурентов, то есть возможность изменение цены. Это и является четвертым этапом. На пятом этапе устанавливается диапазон цены, где отражаются уровень качество и прочие свойства товара. Шестой этап предполагает разработку ценовой политики (возможные распродажи, система скидок и надбавок).

При формировании цены также важно учитывать две ситуации:

  1. цена, которая устанавливается на новый продукт,
  2. цена устанавливается на уже существующий продукт.

Существует базовые ценовые стратегии продвижения на рынок нового товара или услуги:

  1. «снятие сливок» – первоначальное установление заведомо высокой цены на товар в расчете на того потребителя, который готов купить этот товар по любой цене;
  2. установление более низкой цены, чем на аналогичные товары, чтобы дать возможность большему количеству потенциальных покупателей узнать новинку, притянуть больше внимания покупателя к новому товару. Эта стратегия называется «внедрение нового товара на рынок»;
  3. «психологическая цена» – установление цены немного ниже круглой суммы чтобы обратить внимание потребителей к новому товару более низкой цены;
  4. установление цены на уровне конкурирующей фирмы, которая уже имеет огромный вес на рынке, данная стратегия имеет название «лидера отрасли»;
  5. установить цену, которая только возмещает издержки производства, т. е. продать продукт по фактической себестоимости;
  6. установление цены на товары, которые обладают каким-то уникальным свойством, товары высокого качества, эта цена сразу сориентирована на покупателя с высоким доходом – «престижная цена».

Так же существует восемь базовых ценовых стратегий установления цены на уже существующие товары и услуги:

  1. установление постоянной цены, которая не будет меняться долгий промежуток времени;
  2. цена, которая будет устанавливаться в соответствии со спросом и предложением, а также соответствовать жизненному циклу товара;
  3. установить на один и тот же продукт разные цены, в зависимости от того для каких потребителей  предназначена эта продукция. Данная стратегия реализуется путем реализации различными способами, созданием различных упаковок;
  4. установление гибкой цены, которая будет немедленно реагировать на все изменения внешней среды (рыночная конъюнктура, спрос и предложение на продукт, действия конкурентов);
  5. установление цены, которая будет ниже среди большого количества фирм на рынке;
  6.  предприятие, которое занимает большую долю рынка, может понемногу снижать цены, тем самым оно снижает свои издержки, увеличивая объёмы сбыта;
  7. установить на некоторые продукты специальную договорную цену, которая при соблюдении определенных условий устраивает и покупателя и продавца. Ценообразование