Маржинальный анализ прибыли

5

Маржинальный анализ прибыли широко используется в западных странах. Его отличие от традиционной методики состоит в том, что он позволяет сформировать более полное представление о взаимосвязи различных показателей и получить более точное измерение влияния факторов. 

Факторный анализ прибыли использует формулу:

П=УРП*(Ц-С).

При этом не принимается во внимание связь факторов – предполагается, что они изменяются независимо друг от друга, также не учитывается взаимосвязь объема производства и себестоимости продукции, которая носит достаточно наглядный характер. Так, увеличение объема производства влечет снижение себестоимости единицы продукции, что обусловлено ростом только переменных, а не постоянных, затрат. И, соответственно, наоборот: спад объема производства приводит к увеличению себестоимости за счет увеличения доли постоянных затрат на единицу продукции.

Зарубежный опыт несколько модернизирует данный подход, представляя нам иную модель:

П=УРП*(Ц-З)-А 

где З – переменные затраты, (в расчете на единицу продукции); А – постоянные затраты (в расчете на весь объем продаж/производства).

Такая формула может применяться относительно отдельного вида продукции. Ее экономический смысл раскрывается в том, что она позволяет вычислить сумму прибыли в зависимости от количества реализованной продукции, уровня удельных переменных, цены и суммы постоянных затрат.

В сравнении с первой методикой, западная позволяет учесть взаимосвязь важнейших факторов производства.

Маржинальный анализ прибыли сталкивается с определенными сложностями в условиях многономенклатурного производства, когда ко всем факторам прибавляется влияние удельного веса (структуры) реализованной продукции.

В таком случае практическое применение находит модель:

П=сумма/УРПобщ* Удi*(Цi-Зi)/-А

Результаты факторного анализа, полученные с помощью традиционного и маржинального способов, будут иметь значительные отличия между собой. Это обусловлено тем, что последняя учитывает зависимость большинства факторов и условий.

Рассмотренные методики позволяют прийти к выводу, что маржинальный анализ прибыли позволяет провести качественные исследования и получить наиболее точные количественные данные, характеризующие как непосредственные, так и опосредованные зависимости и связи. Поэтому его применение положено в основу успешности и эффективности производства.