Методы оценки экономической эффективности инвестиций

5

Методы оценки экономической эффективности инвестиций подразделяются на два основных класса:

  • методы дисконтирования
  • простые методы.

Простые методы дают нам возможность очень быстро и на основании достаточно простых расчетов выполнить оценку экономической эффективности. Эта информация является достаточно полезной, так как, если какой-либо проект отклоняется по простым показателям, то мы можем быть абсолютно уверенными в том, что данный проект будет отклонен и по более сложным показателям.

Методы оценки экономической эффективности инвестиций постулируются на том, что организация может оплачивать инвестиции из амортизационных отчислений и из своей чистой прибыли. Это объясняется тем, что чистой прибылью продолжает распоряжаться предприятие, которое самостоятельно решает, как поступить с этой прибылью; по своей сути амортизационные отчисления предназначены для инвестиций. Простые методы оценивают простой срок окупаемости (ПСО), простую норму прибыли (ПНП) и точку безубыточности (ТБ) проекта.

В свою очередь, в основе методов дисконтирования лежит сравнение денежных поступлений в некоторые периоды времени. И только данная процедура дисконтирования дает нам возможность максимально полно учесть стоимость капитала на разных уровнях проекта, риски и инфляцию.

Также существует несколько методов оценки эффективности инвестиций, основанных на дисконтировании:

  • показатель доходности;
  • метод внутренней нормы прибыли;
  • дисконтированный период окупаемости инвестиций;
  • метод, так называемого, аннуитета;
  • метод чистой приведенной стоимости (метод чистой текущей стоимости, метод чистой дисконтированной стоимости).

Существует две основные аксиомы, которые не нуждаются в доказательствах (это объясняется тем, что эти аксиомы не перечат нашему практическому опыту и интуитивно понятны для нас) и служат для расчета инвестиционных проектов.

  • Первая аксиома. Инвестор всегда имеет выбор для вложения некоторых средств (это явление также называют принципом арбитражного ценообразования).
  • Вторая аксиома. Сегодня рубль стоит больше, чем он будет стоить завтра (это явление имеет название временной стоимости денег).

Первая аксиома очень проста и понятна и не нуждается в пояснении. Но будет нелишне в очередной раз упомянуть, что бизнес-планы являются достаточно весомым аргументом в борьбе за инвестиции. Основными причинами того, что сегодня рубль стоит больше, чем он будет стоить завтра, являются:

  • возможность альтернативного использования денег;
  • риски проекта;
  • инфляция.