Основы маржинального анализа

5

Основы маржинального анализа раскрываются через его понятие, принципы, цели и задачи.

Маржинальный анализ – особый метод обоснования и оценки эффективности возможных управленческих решений в производственной сфере, основанный на причинно-следственной связи себестоимости, объема продаж и прибыли, а также на делении понесенных затрат на постоянные и переменные. Другими словами, такая оценка служит анализу дохода и издержек при введении в производственный цикл единицы блага. Суть всего процесса заключается в изменении некого важнейшего параметра деятельности, чтобы добиться максимизации чистого дохода. Такой параметр называется контрольной переменной. Главный вопрос, на который маржинальный анализ дает ответ, касается целесообразности увеличения контрольной переменной еще на одну единицу.

Основы маржинального анализа заложены в его принципах:

  • определение контрольной переменной;
  • расчет прироста валового дохода (предельного дохода) при соответствующем увеличении контрольной переменной на одну единицу;
  • расчет прироста валовых издержек (предельных издержек) при соответствующем увеличении контрольной переменной на одну единицу;
  • сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Если первый показатель превышает второй, то введение в производственный процесс дополнительной единицы целесообразно. Обратное решение принимается в случае превышения значения показателя предельных издержек.

Главными достоинствами маржинального анализа являются:

  • точность исчисления зависимости параметров от внешних и внутренних факторов;
  • определение критических уровней объемов продаж и затрат;
  • установление зоны безопасности;
  • исчисление необходимого объема продаж;
  • обоснование полученных результатов и принимаемых решений.

Однако такой способ оценки имеет и свои минусы. Первый недостаток касается условности разделения затрат на два вида, что приводит к неточности получаемых результатов. Также при многономенклатурном производстве появляется проблема отнесения переменных затрат общего характера к расчетам по отдельному виду продукции. Второй недостаток связан с распределением косвенных постоянных затрат, которые относятся на общий баланс.

Решение этих проблем может быть найдено в избрании для анализа условного оптимального структурного соотношения по номенклатуре выпускаемой продукции в качестве одной единицы. Однако и в таком случае предполагается, что подобная система обладает неизменными элементами и их долями, что маловероятно в условиях современного рынка. Поэтому целесообразнее проводить анализ в отношении нескольких наиболее возможных вариантов.