Оценка кредитоспособности предприятия

4

Любое предприятие, чем бы оно ни занималось, совершает сделки купли-продажи. Осуществляя эти сделки, предприятие может реализовывать свою продукцию в кредит

Любое предприятие, чем бы оно ни занималось, совершает сделки купли-продажи. Осуществляя эти сделки, предприятие может реализовывать свою продукцию в кредит (рассрочку) (это в большой степени необходимо для того, чтобы стимулировать сбыт этой продукции) основываясь на своей финансовой политике. Главный экономический смысл кредита (рассрочки) состоит в том, чтобы повысить интерес покупателей выгодными условиями покупки. Для контрагентов всегда достаточно выгодно покупать продукцию, имея возможность оплатить её через некоторое время, порой даже после перепродажи этой продукции или ее использования в личных целях. Неоправданная дебиторская задолженность, которая отрицательно влияет на экономику предприятия, – результат такой политики на предприятии. В целях предотвращения такой ситуации на предприятии в рамках финансового анализа постоянно проводится оценка кредитоспособности предприятия партнера.

Кредитоспособностью называют такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, когда существует уверенность, что заемные средства используются эффективно, заёмщик способен и готов вернуть кредит согласно установленным условиям договора.

Чаще всего оценка кредитоспособности предприятия проводится в банковской сфере.

Основными показателями кредитоспособности являются:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • оборачиваемость оборотных активов (ООА);
  • коэффициент автономии (собственности);
  • коэффициент покрытия;
  • рентабельность реализации;
  • темпы роста ООА и др.

Оценивая кредитоспособность предприятия, в первую очередь определяют класс отдельных показателей, сопоставляя его фактическое значение с нормативным. Класс кредитоспособности предприятия определяется при помощи рейтинговой оценки кредитоспособности. В конечном итоге, предприятия 1-го класса – это финансово устойчивые предприятия и поэтому они кредитуются с теми или иными льготами (им предоставляют доверительный кредит, снижают процентную ставку); предприятия 2-го класса – это предприятия финансово неустойчивые, они кредитуются по общим правилам; предприятия 3-го класса – это ненадежные предприятия, они кредитуются на особых условиях (санкции и штрафы, высокие ставки).

Педприятие может реализовывать свою продукцию в кредит (рассрочку) (это в большой степени необходимо для того, чтобы стимулировать сбыт этой продукции) основываясь на своей финансовой политике. Главный экономический смысл кредита (рассрочки) состоит в том, чтобы повысить интерес покупателей выгодными условиями покупки. Для контрагентов всегда достаточно выгодно покупать продукцию, имея возможность оплатить её через некоторое время, порой даже после перепродажи этой продукции или ее использования в личных целях. Неоправданная дебиторская задолженность, которая отрицательно влияет на экономику предприятия, – результат такой политики на предприятии. В целях предотвращения такой ситуации на предприятии в рамках финансового анализа постоянно проводится темпы роста ООА и др.