Оценка нематериальных активов предприятия

5

Оценка нематериальных активов предприятия делится на несколько основных разделов:

  • Промышленная собственность, т.е патенты на селекционные достижения, на изобретения, на промышленные образцы, свидетельства на знаки обслуживания, на товарные знаки; 
  • Объекты авторского и смежных прав – произведения живописи, науки, музыки, литературы и др. видов искусства, базы данных, программы для ЭВМ и топологи микросхем;
  • Информация, которая представляет коммерческую тайну – знания финансового, технического или административно-управленческого характера, которые могут приносить или приносят доход или любую другую пользу, технологическая, конструкторская и проектная документация, которая не охраняется патентами, результаты опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ;
  • Имущественные права включают в себя пользование водными ресурсами, землей и другими природными ресурсами, имуществом и т.п.

Нематериальными активами являются:

  • Исключительные права на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения и полезные модели;
  • Исключительные авторские права на базы данных и программы для ЭВМ;
  • Исключительные прав владельца на знак обслуживания и товарный знак;
  • Право автора на топологии интегральных микросхем;
  • Репутация компании, и организационные затраты, которые признаны вкладом в уставной каптал компании.

К ним также можно отнести:

  • Активы, которые не имеют материально-вещественной структуры; • Которые используются в течение долгого периода времени (более 12 месяцев);
  • Которые способны приносить прибыль в будущем;
  • Имеющие документы, которые оформлены надлежащим образом и которые подтверждают существование самого актива.

Оценка нематериальных активов предприятия включает в себя:

  • Оценку товарного знака и деловой репутации;
  • Оценку интеллектуальной собственности.

Высокотехнологические предприятия зачастую имеют значительное количество нематериальных активов. Умелое их использование и знание их реальной стоимости позволяет значительно укрепить позиции предприятия на рынке.