Система стратегического планирования

5

Стратегическое планирование представляет собой одну из функций стратегического управления, представляющую процесс выбора целей, а также путей их достижения. 

Данный вид планирования должен обеспечить основу для всех принимаемых управленческих решений. Функции организации, контроля и мотивации должны быть ориентированы на выработку стратегически выстроенных планов. Если не использовать преимуществ стратегического планирования, организации и конкретные люди лишатся четкого способа оценивать цель и направлять корпоративное предприятие. Процесс стратегического планирования призван обеспечить основу управления членами предприятия.

Система стратегического планирования позволяет акционерам и руководящему составу компаний определиться с направлениями и темпами развития бизнеса, очертить основные тенденции рынка, выяснить, какие структурные и организационные изменения должны в компании произойти, чтобы она стала еще более конкурентоспособной, в чем состоит конкретно ее преимущество, какие именно инструменты будут необходимы для дальнейшего успешного развития.

До недавнего времени рассматриваемый вид планирования был прерогативой лишь крупных международных концернов. Но ситуация меняется, и, как свидетельствуют опросы, все больше компаний среднего бизнеса начинают изучать вопросы стратегии. Процесс состоит из нескольких этапов:

  • Формирование целей организации и ее миссии.
  • Анализ среды, которая включает сбор информации, анализ преимуществ и недостатков фирмы, ее потенциальных возможностей.
  • Выбор конкретной стратегии.
  • Реализация выбранной стратегии.
  • Контроль выполнения и оценка.

Функции высшего руководства:

  • Углубленное изучение среды, целей, а также разработки стратегий: четкое уяснение сущности целей и более широкое доведение идей стратегии до сотрудников компании.
  • Принятие решения по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у фирмы.
  • Решения, касающиеся организационной структуры.
  • Проведение изменений в компании, если они необходимы.
  • Пересмотр начального плана выполнения стратегии при непредвиденных обстоятельствах.

Изменения, проводимые в процессе выполнения стратегии, называют стратегическими изменениями. Перестройка всей компании может быть осуществлена в таких формах, как радикальное изменение, умеренное преобразование, стандартные изменения, а также несущественные изменения.