Управление издержками предприятия

5

Управление издержками предприятия имеет английскую аббревиатуру SCM, которая расшифровывается как Strategic Cost Management. Она увидела жизнь совсем недавно, однако получила широкое распространение и используется в консалтинговых фирмах. 

SCM - это результат слияния следующих направлений:

  1. Оценка и исследование цепочек ценностей;
  2. Стратегическое позиционирование.
  3. Оценка и управление факторами, которые определяют затраты.

Цепочка ценностей, согласно концепции М. Портера, это набор различных типов деятельности, которые являются ценностью для организации. К данным ценностям можно отнести: исходные источники сырья для поставщиков данной организации, т.е. готовая продукция, которая доставляется исходному потребителю.

Стратегическое позиционирование является именно тем направлением, которое влияет на управление издержками организации. В концепции Портера организация добьется конкурентного преимущества, если она поддерживает невысокие затраты, то есть является лидером в затратах, или если она будет предлагать покупателям различные виды продукции, то есть будет являться лидером в стратегии дифференциации продукции.

Очевидно, что управление издержками предприятия будет дифференцироваться по стратегическому позиционированию. Процесс управления затратами на производство является таким процессом, который охватывает различные сферы хозяйственной деятельности, в которую входит как снабжение, так и реализация уже произведенного товара.

Управление издержками предприятия включает:

  1. разделение издержек в целом: по видам издержек, по типу продукции, по ответственности;
  2. производится контроль издержек на выпуск продукции;
  3. учет отклонений в издержках;
  4. анализ издержек на производство продукции: издержки бывают оперативного, текущего (годового), перспективного характера;
  5. регулирование затрат и принятие в соответствии с ними определенных решений.

В результате управления издержками производства решаются многие задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы. Также производится учет изменений, разработка калькуляций, учет затрат и их распределение, анализ выполнения смет, выявление способов экономии. Следовательно, можно сделать вывод, что управление затратами на производство - это многоцелевая система, которая требует участия и взаимодействия всех звеньев производства.