Управление издержками предприятия
Управление издержками предприятия имеет английскую аббревиатуру SCM, которая расшифровывается как Strategic Cost Management. Она увидела жизнь совсем недавно, однако получила широкое распространение и используется в консалтинговых фирмах.
SCM - это результат слияния следующих направлений:
- Оценка и исследование цепочек ценностей;
- Стратегическое позиционирование.
- Оценка и управление факторами, которые определяют затраты.
Цепочка ценностей, согласно концепции М. Портера, это набор различных типов деятельности, которые являются ценностью для организации. К данным ценностям можно отнести: исходные источники сырья для поставщиков данной организации, т.е. готовая продукция, которая доставляется исходному потребителю.
Стратегическое позиционирование является именно тем направлением, которое влияет на управление издержками организации. В концепции Портера организация добьется конкурентного преимущества, если она поддерживает невысокие затраты, то есть является лидером в затратах, или если она будет предлагать покупателям различные виды продукции, то есть будет являться лидером в стратегии дифференциации продукции.
Очевидно, что управление издержками предприятия будет дифференцироваться по стратегическому позиционированию. Процесс управления затратами на производство является таким процессом, который охватывает различные сферы хозяйственной деятельности, в которую входит как снабжение, так и реализация уже произведенного товара.
Управление издержками предприятия включает:
- разделение издержек в целом: по видам издержек, по типу продукции, по ответственности;
- производится контроль издержек на выпуск продукции;
- учет отклонений в издержках;
- анализ издержек на производство продукции: издержки бывают оперативного, текущего (годового), перспективного характера;
- регулирование затрат и принятие в соответствии с ними определенных решений.
В результате управления издержками производства решаются многие задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы. Также производится учет изменений, разработка калькуляций, учет затрат и их распределение, анализ выполнения смет, выявление способов экономии. Следовательно, можно сделать вывод, что управление затратами на производство - это многоцелевая система, которая требует участия и взаимодействия всех звеньев производства.