Управление прибылью и рентабельностью

5

Управление прибылью и рентабельностью имеет весомое значение для коммерческой фирмы, ведь это практически основной источник пополнения ее финансовых ресурсов. 

Сразу уточним, что прибыль предприятия – это разность, которая учитывает, с одной стороны, отпускную цену продукции или услуг, а с другой – затраты на их производство.

Однако отпускные цены диктуются рынком: если повысить цены выше предела – можно потерять покупателя. Поэтому главной задачей компании является поиск тех объемов продукта или услуг, которые приносили бы максимальную прибыль. Минимальный объем продукции, который необходимо производить предприятию, чтобы получать прибыль рассчитывается по формуле:

V=Постоянные затраты/Цена единицы продукта.

Если имеет место разнообразный ассортимент продукции, то Цена единицы продукта заменяется иным показателем – коэффициентом, отражающим соотношение переменных затрат и прогнозируемого объема реализации. Целесообразно определить и максимальный уровень объема производства, с которым компания сталкивается тогда, когда увеличение затрат уже не ведет к получению дополнительной прибыли.

Также управление прибылью и рентабельностью организации порой сталкивается с проблемами убыточного производства. С первого взгляда, парадоксален факт работы компании с убытками, но иногда остановка и, с течением некоторого времени, возобновление производства могут потребовать больших вложений, нежели временный режим убыточности. Именно выбор из двух вариантов и лежит на плечах менеджмента предприятия.

Решение этих задач строится на величинах производственных затрат, среди которых выделяют постоянные и переменные. Постоянные сохраняют свои прежние характеристики при изменении объемов производства. Среди них можно назвать амортизационные отчисления, средства на ремонтные работы, содержание и эксплуатацию построек и др. Часть таких величин следует назвать условно-постоянными, т.к. при достижении определенного порога значений объемов производства они также начинают увеличиваться или уменьшаться, однако в пороговом промежутке они стабильны.

Переменные величины изменяются пропорционально объемам производства. Это расходы на покупку материалов, сырья, оплату труда и т.д. Затраты такого рода должны возмещаться в процессе деятельности предприятия в обязательном порядке, иначе производство будет убыточным и бессмысленным и, как правило, сворачивается.

В отношении постоянных затрат свернуть производство значит полностью потерять даже стоимость закупленного оборудования и возведенных зданий, в то время как продолжение производства окупит их хотя бы частично. К этому всему принимая во внимание затраты, которые сопровождают возобновление производства, становится ясно, по какому принципу работают убыточные предприятия.

Где идет расчет прибыли, там и определяется рентабельность. Основной показатель положения фирмы – рентабельность собственного капитала, который определяет спрос на акции организации, их цену, в соответствии с чем и формируется цена самого предприятия и степень его привлекательности.

Решения менеджмента по повышению данного индикатора обычно сводятся к уменьшению собственных средств в пользу заемных, что получило распространение как эффект финансового рычага. Рассчитывается оптимальность такого соотношения по весьма трудоемким формулам, однако, если все расчеты выполнить качественно, можно добиться роста рентабельности собственного капитала практически в полтора раза.