Анализ рентабельности предприятия

5

Рентабельность – это относительный показатель, показывающий на сколько прибыльна экономическая деятельность компании. Проводя анализ рентабельности предприятия или продукции, исследуют текущие уровни рентабельности и динамику их изменения. 

Рентабельным считают то предприятие, которое обладает положительными показателями рентабельности, т.е. имеет прибыль. Нерентабельным называют убыточное предприятие. Рентабельной называют ту продукцию, которая приносит прибыль.

Проводя комплексный анализ деятельности предприятия, очень важно учитывать показатели рентабельности этого предприятия. Анализ рентабельности предприятия лежит в основе проведения инвестиционной политики, а анализа рентабельности продукции – в основе политики ценообразования.

Проводя анализ рентабельности предприятия, в качестве источника информации используют все формы финансовой отчетности.

В зависимости от параметра в знаменателе показатели рентабельности разделяют на два типа: рентабельность продукции и рентабельность предприятия. В формуле рентабельности продукции в знаменателе находятся себестоимость или выручка, а в формуле рентабельности предприятия — статьи баланса (пассивов или активов).

Проводя анализ рентабельности предприятия, аналитики уделяют внимание не только значению отдельных показателей и их изменениям, но и сравнивают их между собой. К примеру, снижение ROTA при росте ROBA может указывать на чрезмерную дебиторскую задолженность, затоваренность склада и/или неоправданные количества свободных денежных средств. Такого типа динамика показателей рентабельности, скорее всего, подтолкнёт менеджмент инвестировать в основные фонды.

После того, как проведён анализ рентабельности предприятия начинают проведение анализа рентабельности отдельных видов продукции для того, чтобы выявить нерентабельную и малорентабельную продукцию, причины выпуска такой продукции и чтобы разработать решения для их устранения.

Факторы, которые влияют на рентабельность единицы продукции это изменение себестоимости и изменение отпускной цены.

Таким образом, рентабельность – очень важный показатель деятельности предприятия, который даёт более полную, чем прибыль, картину и который хорошо поддаётся разного рода анализу.