План-фактный или план-факторный анализ

План-фактный или план-факторный анализ
5

План-фактный или план-факторный анализ – разновидность экономического анализа, применяемая для определения степени выполнения плановых заданий, выявления отклонений факта от плана, выяснения причин отклонений отчетных показателей от запланированных или нормативных.

План-фактный или план-факторный анализ используется как элемент контроля производственно-финансовой деятельности со стороны вышестоящих звеньев управления за работой отдельных подразделений или филиалов. Каждая организация ведет свою хозяйственную деятельность не хаотично, а опираясь на программу производства. Каждому подразделению или предприятию, входящему в концерн, доводятся прогнозные показатели по объемным показателям, которых они должны достигнуть. К таким показателям, в частности, относятся: объем реализации и объем производства продукции (товаров, работ, услуг). Фактический уровень этих показателей отражается в производственных отчетах.

В целом по организации фактический объем реализации продукции за год находит отражение в Отчете о прибылях и убытках (показатель выручки). Данные об объеме производства по видам продукции имеются в статистических отчетах о выпуске продукции, а также в бухгалтерской ведомости №16 Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация. Могут использоваться данные книги покупок.

Основным методическим приёмом план-фактного анализа является сравнение. Сравниваются значения показателей фактически и по плану (прогнозу). При этом могут рассчитываться следующие аналитические показатели:

  • отклонение факта (Ф) от плана (П) : Δ = Ф-П;
  • процент выполнения плана: % = Ф/П*100.

В условиях инфляции стоимостной показатель фактического объема производства или реализации, как правило, корректируется с учетом индекса цен (I). В этом случае применяются следующие модификации вышеприведенных показателей:

Δi = Ф/I-П – отклонение от плана, если факт скорректирован на индекс цен;

%i = (Ф/I)/П*100 – процент выполнение плана, если факт скорректирован на индекс цен.

После определения степени выполнения плана переходят к выяснению факторов на это повлиявшим и степени их влияния. К таким факторам относятся: динамика остатков готовой продукции на складе; производительность труда; степень исполнения договорных обязательств; качество; структура ассортимента и другие.