Проведение аудита учредительных документов
Аудит учредительных документов имеет конкретную цель, которой является установление соответствия всех документов организации нормам законодательства, а также правильности формирования либо изменения уставного капитала.
Основными задачами аудита данного вида являются:
- Изучение статуса юрлица организации, права его функционирования, сферы деятельности;
- Изучение лицензий по различным видам деятельности;
- Проверка процесса формирования и изменения уставного капитала организации.
У предприятия запрашиваются следующие документы:
- Учредительный договор;
- Устав;
- Свидетельство о его государственной регистрации;
- Различные документы, связанные с акционированием и приватизацией организаций, ранее принадлежавших государству, общественных организаций, субъектов Федерации, колхозов, протоколы собраний учредителей, акты оценки имущества, ранее внесенного в счет оплаты долей либо акций, акты приема-передачи акций;
- Бухгалтерский баланс (по форме 1);
- Отчет об изменении капитала (по форме 3);
- Главная книга либо сальдово-оборотная ведомость, регистры учета по счетам 80 под названием «Уставный капитал», а также 75 - «Расчеты с учредителями».
В проведении аудита учредительных документов выделяют 3 этапа. Это ознакомительный, основной и заключительный. Причем на каждом этапе выполняют строго определенные процедуры проверки. Так, на ознакомительном проверяется соответствие всех учредительных документов основным требованиям законодательства. На основном же этапе изучают виды деятельности, осуществляемые предприятием, проводится установление их соответствия видам деятельности, зафиксированным в его уставе. Очень важно запросить у предприятия наличие всех лицензий. На третьем этапе аудитор составляет заключение.
Основными ошибками, выявляемыми в процессе проверки операций с документами, являются:
- неполное внесение определенными учредителями долей в размер уставного капитала;
- несоответствие информации о размере уставного капитала, указанной в документах, информации, указанной в регистрах бухгалтерского учета;
- деятельность без лицензии;
- невнесение изменений в документы либо их несвоевременное внесение;
- нарушения, связанные с процессом выплаты дивидендов;
- нарушения, касающиеся недействительности решений органов управления общества.