Оценка кредитоспособности предприятия
Любое предприятие, чем бы оно ни занималось, совершает сделки купли-продажи. Осуществляя эти сделки, предприятие может реализовывать свою продукцию в кредит
Любое предприятие, чем бы оно ни занималось, совершает сделки купли-продажи. Осуществляя эти сделки, предприятие может реализовывать свою продукцию в кредит (рассрочку) (это в большой степени необходимо для того, чтобы стимулировать сбыт этой продукции) основываясь на своей финансовой политике. Главный экономический смысл кредита (рассрочки) состоит в том, чтобы повысить интерес покупателей выгодными условиями покупки. Для контрагентов всегда достаточно выгодно покупать продукцию, имея возможность оплатить её через некоторое время, порой даже после перепродажи этой продукции или ее использования в личных целях. Неоправданная дебиторская задолженность, которая отрицательно влияет на экономику предприятия, – результат такой политики на предприятии. В целях предотвращения такой ситуации на предприятии в рамках финансового анализа постоянно проводится оценка кредитоспособности предприятия партнера.
Кредитоспособностью называют такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, когда существует уверенность, что заемные средства используются эффективно, заёмщик способен и готов вернуть кредит согласно установленным условиям договора.
Чаще всего оценка кредитоспособности предприятия проводится в банковской сфере.
Основными показателями кредитоспособности являются:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент абсолютной ликвидности;
- оборачиваемость оборотных активов (ООА);
- коэффициент автономии (собственности);
- коэффициент покрытия;
- рентабельность реализации;
- темпы роста ООА и др.
Оценивая кредитоспособность предприятия, в первую очередь определяют класс отдельных показателей, сопоставляя его фактическое значение с нормативным. Класс кредитоспособности предприятия определяется при помощи рейтинговой оценки кредитоспособности. В конечном итоге, предприятия 1-го класса – это финансово устойчивые предприятия и поэтому они кредитуются с теми или иными льготами (им предоставляют доверительный кредит, снижают процентную ставку); предприятия 2-го класса – это предприятия финансово неустойчивые, они кредитуются по общим правилам; предприятия 3-го класса – это ненадежные предприятия, они кредитуются на особых условиях (санкции и штрафы, высокие ставки).
Педприятие может реализовывать свою продукцию в кредит (рассрочку) (это в большой степени необходимо для того, чтобы стимулировать сбыт этой продукции) основываясь на своей финансовой политике. Главный экономический смысл кредита (рассрочки) состоит в том, чтобы повысить интерес покупателей выгодными условиями покупки. Для контрагентов всегда достаточно выгодно покупать продукцию, имея возможность оплатить её через некоторое время, порой даже после перепродажи этой продукции или ее использования в личных целях. Неоправданная дебиторская задолженность, которая отрицательно влияет на экономику предприятия, – результат такой политики на предприятии. В целях предотвращения такой ситуации на предприятии в рамках финансового анализа постоянно проводится темпы роста ООА и др.