Маржинальный анализ прибыли
Маржинальная прибыль (валовая маржа) представляет собой разность между выручкой и переменными издержками. Она включает в себя прибыль и постоянные затраты. Чем больше величина валовой маржи, тем больше вероятность покрыть постоянные затраты и получить доход от производственной деятельности.
Маржинальный анализ прибыли широко применяют в развитых странах. Он позволяет:
- более точно учитывать влияние разных факторов на сумму прибыли и на основании этого эффективнее формировать и прогнозировать ее величину;
- установить зону безубыточности предприятия;
- определить критический уровень объемов продаж (порог рентабельности), постоянных затрат, а также цены при определенной величине соответствующих факторов;
- обосновать самый оптимальный вариант управленческих решений, которые касаются ассортимента продукции, изменения производственной мощности, ценовой политики, технологии производства, приобретения комплектующих, вариантов оборудования для минимизации затрат и роста прибыли.
Методика факторного анализа прибыли, которая применяется в нашей стране, основана на использовании следующей формулы:
П = VРП(p – с), где с – это себестоимость единицы продукции, р – цена реализации, VРП - физический объем продаж.
При этом обычно предполагают, что все вышеприведенные факторы изменяются независимо. В данной модели не учитывается взаимосвязь себестоимости продукции и объема ее производства (реализации). При росте объема производства (реализации) обычно себестоимость продукции снижается, потому что на единицу продукции приходится меньше постоянных затрат. И наоборот, если производство находится на спаде, в этом случае себестоимость изделий будет возрастать из-за того, что на единицу продукции будет приходиться больше постоянных расходов.
Методика маржинального анализа прибыли становится чуть более сложной при многопродуктовом производстве, когда помимо рассмотренных факторов следует также учитывать влияние общей структуры реализованной продукции.
Данная методика, в отличие от традиционной, дает возможность количественно измерить и непосредственные, и опосредованные зависимости и связи. Используя этот метод в финансовом менеджменте, отечественные предприятия смогут эффективнее управлять процессами формирования финансовых результатов.