Методика факторного анализа

5

Все процессы и явления деятельности предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некоторые из них связаны между собой непосредственным образом, другие- косвенным. К примеру, на размер прибыли предприятия непосредственно влияют такие факторы, как структура продаж, их объем, себестоимость продукции, отпускные цены. Другие факторы действуют на данный показатель косвенно.

Любое явление может рассматриваться как причина и как результат. Если рассматривать показатель как результат воздействия определенных причин и как объект исследования, то он является результативным показателем. Показатели, которые влияют на результативный признак, называют факторными.

Методика факторного анализа- это методика системного анализа влияния на результативные показатели различных факторов.

Без всестороннего исследования факторов невозможно сделать выводы о деятельности предприятия и спрогнозировать их результаты, разработать управленческие решения, планы, определить резервы производства.

К основным задачам факторного анализа относятся:

  • Выбор факторов, воздействующих на результативные показатели
  • Классификация факторов для обеспечения системного подхода к анализу их влияния на хозяйственную деятельность
  • Выявление взаимосвязи результативных показателей и факторов
  • Оценка роли факторов в изменении результативных показателей

Методика факторного анализа включает в себя основные типы анализа: стохастический и детерминированный анализ. При стохастическом анализе связь факторов и результативных показателей имеет вероятностный характер, при детерминированном- функциональный.

Прямой и обратный анализ. При прямом анализе исследование осуществляется дедуктивным способом, а при обратном- индуктивным. Одноступенчатый и многоступенчатый анализ. При одноступенчатом анализе изучаются факторы одного уровня, при многоступенчатом- исследование осуществляется с детализацией факторов, проводится изучение факторов различных уровней.

Динамический и статистический анализ. При динамическом анализе изучаются причинно-следственные связи, статистический анализ используется при анализе на текущую дату.

Ретроспективный и перспективный анализ. Ретроспективный анализ выявляет причины прироста показателей за предыдущие периоды, перспективный- изучает факторы и результативные показатели в перспективе.