Адаптация персонала в организации
Адаптация персонала - активное освоение сотрудником не только профессиональных, но и социальных функций, направленное на преодоление возможных негативных последствий, возникающих как по вине самого работника, так и по вине организации. Именно незавершенная адаптация персонала в организации считается основной причиной низкой работоспособности большинства сотрудников.
Обычно на новичка организации тратит больше, чем на его предшественника. К тому же, требуется некоторое время, чтобы он смог войти в курс дела. Так, большее количество людей в первые свои дни работы опасаются, что не справятся с новой должностью, не найдут общего языка с коллегами или руководителем, не будут восприняты в целом, а в итоге потеряют работу или перспективу продвижения. Сам новичок заинтересован в быстром обучении и введении в курс дела. Поэтому одной из ступеней работы службы по управлению персоналом является контроля процесса адаптации новичков, который призван решить проблемы, возникшие у новичков, и устранить факторы, препятствующие их закреплению в новом коллективе. После завершения процесса непосредственный руководитель обязан сделать письменную краткую характеристику данного работника и передать этот бланк адаптации в службу по управлению персоналом.
Критерии же адаптации будут разниться в зависимости от квалификации, общего стажа работы и должности, на которую принят сотрудник. Так, среди критериев адаптации управленческого персонала:
- выполнение предписаний должностной инструкции;
- количество, а также качество выполняемой работы;
- соблюдение необходимых стандартов обслуживания и временных норм;
- заинтересованность в работе, служебном росте и повышении квалификации;
- производимое впечатление;
- способность влиться в коллектив;
- соблюдение корпоративной культуры.
Среди критериев адаптации для рабочих выделяются:
- выполнение заданий на смену и норм выработки;
- освоенность рабочего места (владение оборудованием, операциями на нем) в соответствии с имеющимися техническими условиями;
- качество выполняемой работы, в том числе процент выпускаемой бракованной продукции;
- соблюдение трудовой дисциплины;
- вливание в коллектив;
- соблюдение корпоративной культуры.
Впрочем, каждая компания может выделить свои критерии и оценки адаптации. Также именно в конкретных условиях принимается решение об объеме этой процедуры, дополнительных аспектах ее проведения.
Принципиальным должно остаться лишь одно: адаптация персонала в организации должна быть составной частью выбранной стратегии ее успешного развития.