Методика факторного анализа
Все процессы и явления деятельности предприятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некоторые из них связаны между собой непосредственным образом, другие- косвенным. К примеру, на размер прибыли предприятия непосредственно влияют такие факторы, как структура продаж, их объем, себестоимость продукции, отпускные цены. Другие факторы действуют на данный показатель косвенно.
Любое явление может рассматриваться как причина и как результат. Если рассматривать показатель как результат воздействия определенных причин и как объект исследования, то он является результативным показателем. Показатели, которые влияют на результативный признак, называют факторными.
Методика факторного анализа- это методика системного анализа влияния на результативные показатели различных факторов.
Без всестороннего исследования факторов невозможно сделать выводы о деятельности предприятия и спрогнозировать их результаты, разработать управленческие решения, планы, определить резервы производства.
К основным задачам факторного анализа относятся:
- Выбор факторов, воздействующих на результативные показатели
- Классификация факторов для обеспечения системного подхода к анализу их влияния на хозяйственную деятельность
- Выявление взаимосвязи результативных показателей и факторов
- Оценка роли факторов в изменении результативных показателей
Методика факторного анализа включает в себя основные типы анализа: стохастический и детерминированный анализ. При стохастическом анализе связь факторов и результативных показателей имеет вероятностный характер, при детерминированном- функциональный.
Прямой и обратный анализ. При прямом анализе исследование осуществляется дедуктивным способом, а при обратном- индуктивным. Одноступенчатый и многоступенчатый анализ. При одноступенчатом анализе изучаются факторы одного уровня, при многоступенчатом- исследование осуществляется с детализацией факторов, проводится изучение факторов различных уровней.
Динамический и статистический анализ. При динамическом анализе изучаются причинно-следственные связи, статистический анализ используется при анализе на текущую дату.
Ретроспективный и перспективный анализ. Ретроспективный анализ выявляет причины прироста показателей за предыдущие периоды, перспективный- изучает факторы и результативные показатели в перспективе.