Организационная структура управления предприятием
Организационная структура управления предприятием может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, это совокупность приемов, с помощью которых трудовой процесс первоначально делится на обособленные задачи, затем координируются действия по решению этих задач. В этом случае она определяет распределение полномочий и ответственности между работниками внутри самой организации. С другой стороны, организационная структура управления предприятием - документ, устанавливающий количество и качество подразделений на предприятии и отражающий взаимодействия этих подразделений.
Наиболее известные распространенные виды организационных структур:
- линейная;
- линейно-штабная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная.
Если внутри одной компании (обычно это крупный бизнес) выделяются обособленные подразделения, то такая структура предприятия называется дивизиональной.
Нередко организационную структуру выбирают исходя из процесса производства товаров и услуг и в зависимости от вида производства и типа производства. Организационная структура определяет:
- распределение задач по отдельным отделениям и подразделениям;
- компетентность отдельных отделений и подразделений в решении отдельных проблем;
- взаимодействие всех этих элементов друг с другом.
Исходя из этого получается иерархическая структура любого предприятия. Основные структурные элементы организации:
- ядро организации — осуществляет главнейшие процессы в создании продукта для покупателя;
- стратегическая вершина — управляющее звено предприятия, которое осуществляет формирование миссии, долгосрочных целей и стратегии основной деятельности организации;
- средняя линия — звено между операционным ядром и руководством;
- техноструктура — объединение аналитиков и специалистов, которые организуют и поддерживают информационные потоки и формально организуют взаимодействие всех подразделений и осуществляют контроль за их работой;
- вспомогательный персонал — те подразделения, которые обеспечивают функционирование всех остальных элементов в организации;
- идеология — это атмосфера на предприятии, пропитанная его традициями.