Как составить бизнес-план

5

Написание бизнес-плана решает три важные задачи. Первое - обозначает общие цели. Во-вторых, глядя на мысли, изложенные на бумаге, можно приглядеться и подумать над осуществимостью проекта. Наконец, бизнес-план должен привлечь потенциальных инвесторов, у которых времени хватает только на беглый просмотр предлагаемых им проектов.

Раздумывая над тем, как составить бизнес-план, прежде всего, выделите основные разделы.

Введение

Перечислите самое важное на двух страницах. Расскажите, в чем состоит ценность проекта: чем будет заниматься компания, какая прибыль планируется и почему людям захочется платить за ваш продукт. Сообщите инвесторам о капитале, который вам потребуется.

Рыночные возможности

Объясните, кому вы планируете продавать свой товар. Почему именно эти потребители для вас привлекательны. Насколько велик рынок? Быстро ли он растет? Какие возможности для роста и каковы потенциальные угрозы? Большую часть такой информации можно найти на отраслевых сайтах

Обзор рынка

Ваше предприятие едва ли уникально. Взгляните трезво и оцените ваших соперников. Кто они? Что они продают? Какую долю рынка занимают? Почему покупатели будут предпочитать ваш товар, а не чужой?

Команда

Исполнение важнее, чем сама идея. Инвесторов наверняка заинтересует, что у вас за команда. Приложите резюме учредителей, руководителей и партнеров с указанием их навыков и достижений. Объясните, почему вы решили выбрать именно этих партнеров.

Бизнес-модель

Здесь подробно описываются все источники дохода и структуры издержек. Включите названия основных поставщиков и покупателей. Этот раздел, по сути, является производственным планом будущей фирмы.

Финансовые показатели

Если предприятие действующее, приложите все необходимые отчеты о движении средств за весь год. Составьте финансовый прогноз минимум на три года вперед. Предоставьте анализ, показывающий, когда стартовые вложения окупятся.

Риски

Не ждите неприятностей, чтобы узнать, как ваше предприятие с ними справится. Проработайте все возможные сценарии: лучший, худший и средний.

Использование средств и их источники

Если вы собираетесь получить от инвесторов деньги, они наверняка захотят узнать, как вы будете распоряжаться капиталом. Укажите предполагаемые расходы на запуск: покупка нового оборудования, помещение, дизайн логотипа организации и прочее. Большинство предпринимателей сильно недооценивают стоимость запуска своего нового бизнеса. Еще до обращения к инвесторам заранее проведите исследование.