Маржинальный анализ себестоимости

5

Одно из основных направлений деятельности предприятия – это оценка себестоимости и прибыльности выпускаемой продукции. Использование различного рода методик расчетов приводит к получению порой противоположных результатов, что обусловлено неоднозначностью оценок. Это проблему призван решать маржинальный анализ себестоимости.

По своей сути это способ расчета потенциальной прибыльности продукта с использованием соотношения цен при продаже и переменных затрат на производство продукции. Оптимальным такой анализ делает то, что обе эти величины чаще всего известны и очевидны. Одновременно мы минуем процесс выбора метода распределения общих расходов и тем самым получаем действительную оценку продукции.

В этом случае определяется для каждого вида продукции так называемый ценовой показатель:

(Цена реализации за единицу – Переменные затраты на единицу)/ Цена реализации за единицу.

Соответственно, наиболее высокое значение такого коэффициента свидетельствует о росте потенциальной прибыльности, поэтому с финансовой точки зрения наиболее выгодной является реализация изделий с наибольшим ценовым коэффициентом.

Если же при анализе имеет место отрицательное значение ценового коэффициента, то напрашивается вывод о наличии крайне неприятной ситуации в производстве. Это означает, прежде всего, то, что получаемые средства от реализации продукции не покрывают даже переменных затрат на выпуск изделия данного вида, не говоря уже об общепроизводственных расходах. Речи о получении прибыли тут и вовсе не может быть.

Дальнейшие производство и реализация такой продукции лишь увеличивают долю убытков, поэтому целесообразнее снять такой продукт с производства.

В аудиторских расчетах Маржинальный анализ себестоимости продукции проводит оценку влияния факторов первого порядка на уровень себестоимости путем использования следующей факторной модели:

Ci=Ai/VBПi + bi

Для целей таких расчетов:

i – определенный для расчетов вид продукции;

Сi - себестоимость единицы продукта;

bi - сумма переменных затрат на единицу i;

Аi - сумма постоянных затрат относительно i;

VВПi - объем выпуска i в физических единицах.

Взаимосвязь этих факторов, однако, не приводит к зависимости уровня переменных затрат от количества выпущенной продукции. Наблюдается сокращение постоянных затрат при увеличении производства и их резкое возрастание при спаде объемов выпускаемой продукции. Поэтому уменьшение себестоимости можно получить путем увеличения производства продукции на производственных мощностях.