Маржинальный анализ себестоимости
Одно из основных направлений деятельности предприятия – это оценка себестоимости и прибыльности выпускаемой продукции. Использование различного рода методик расчетов приводит к получению порой противоположных результатов, что обусловлено неоднозначностью оценок. Это проблему призван решать маржинальный анализ себестоимости.
По своей сути это способ расчета потенциальной прибыльности продукта с использованием соотношения цен при продаже и переменных затрат на производство продукции. Оптимальным такой анализ делает то, что обе эти величины чаще всего известны и очевидны. Одновременно мы минуем процесс выбора метода распределения общих расходов и тем самым получаем действительную оценку продукции.
В этом случае определяется для каждого вида продукции так называемый ценовой показатель:
(Цена реализации за единицу – Переменные затраты на единицу)/ Цена реализации за единицу.
Соответственно, наиболее высокое значение такого коэффициента свидетельствует о росте потенциальной прибыльности, поэтому с финансовой точки зрения наиболее выгодной является реализация изделий с наибольшим ценовым коэффициентом.
Если же при анализе имеет место отрицательное значение ценового коэффициента, то напрашивается вывод о наличии крайне неприятной ситуации в производстве. Это означает, прежде всего, то, что получаемые средства от реализации продукции не покрывают даже переменных затрат на выпуск изделия данного вида, не говоря уже об общепроизводственных расходах. Речи о получении прибыли тут и вовсе не может быть.
Дальнейшие производство и реализация такой продукции лишь увеличивают долю убытков, поэтому целесообразнее снять такой продукт с производства.
В аудиторских расчетах Маржинальный анализ себестоимости продукции проводит оценку влияния факторов первого порядка на уровень себестоимости путем использования следующей факторной модели:
Ci=Ai/VBПi + bi
Для целей таких расчетов:
i – определенный для расчетов вид продукции;
Сi - себестоимость единицы продукта;
bi - сумма переменных затрат на единицу i;
Аi - сумма постоянных затрат относительно i;
VВПi - объем выпуска i в физических единицах.
Взаимосвязь этих факторов, однако, не приводит к зависимости уровня переменных затрат от количества выпущенной продукции. Наблюдается сокращение постоянных затрат при увеличении производства и их резкое возрастание при спаде объемов выпускаемой продукции. Поэтому уменьшение себестоимости можно получить путем увеличения производства продукции на производственных мощностях.