Организационная структура управления предприятием

5

Организационная структура управления предприятием может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, это совокупность приемов, с помощью которых трудовой процесс первоначально делится на обособленные задачи, затем координируются действия по решению этих задач. В этом случае она определяет распределение полномочий и ответственности между работниками внутри самой организации. С другой стороны, организационная структура управления предприятием - документ, устанавливающий количество и качество подразделений на предприятии и отражающий взаимодействия этих подразделений.

Наиболее известные распространенные виды организационных структур:

  • линейная;
  • линейно-штабная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • матричная.

Если внутри одной компании (обычно это крупный бизнес) выделяются обособленные подразделения, то такая структура предприятия называется дивизиональной.

Нередко организационную структуру выбирают исходя из процесса производства товаров и услуг и в зависимости от вида производства и типа производства. Организационная структура определяет:

  1. распределение задач по отдельным отделениям и подразделениям;
  2. компетентность отдельных отделений и подразделений в решении отдельных проблем;
  3. взаимодействие всех этих элементов друг с другом.

Исходя из этого получается иерархическая структура любого предприятия. Основные структурные элементы организации:

  • ядро организации — осуществляет главнейшие процессы в создании продукта для покупателя;
  • стратегическая вершина — управляющее звено предприятия, которое осуществляет формирование миссии, долгосрочных целей и стратегии основной деятельности организации;
  • средняя линия — звено между операционным ядром и руководством;
  • техноструктура — объединение аналитиков и специалистов, которые организуют и поддерживают информационные потоки и формально организуют взаимодействие всех подразделений и осуществляют контроль за их работой;
  • вспомогательный персонал — те подразделения, которые обеспечивают функционирование всех остальных элементов в организации;
  • идеология — это атмосфера на предприятии, пропитанная его традициями.