Аналитические методы управленческого анализа
Аналитические методы состоят из:
Метода сравнения.
Когда сравниваются сопоставимые показатели, с целью обзора отклонений от плана, а также выяснения причин этого. При проведении анализа сравниваются следующие показатели: плановые и отчетные, плановые показатели этого периода и прошедшего, отчетные показатели этого периода и прошедшего, выполненной работы за рабочий день, показатели, используемые для сравнения данных со среднеотраслевыми, для сравнения данных с другими предприятиями, сравнение аналогичных показателей по подразделениям на предприятии, также производится попарное сравнение личностных качеств работников разных подразделений и др. При проведении сравнения нужно учитывать только данные одного периода, определенных видов работ, сезонные данные и т. д.
Индексного метода.
Этот метод позволяет произвести разложение по факторам абсолютные и относительные величины, относящиеся к обобщающим показателям. В основном его применяют тогда, когда невозможно сопоставить между собой несоизмеримые элементы. Являясь относительными показателями, индексы позволяют получить полную картину выполнения плановых заданий и определить динамику процессов.
Балансового метода.
Этот метод необходим для соизмерения показателей, которые связаны между собой, с целью выявления их влияния друг на друга, а также того, чтобы увидеть возможные резервы увеличения эффективности производства. Данные, полученные этим методом, выражаются в форме равенства итогов.
Статистического метода.
Этот метод используется тогда, когда нужно произвести анализ показателей для какого-то определенного периода времени. Условно его можно разделить на следующие этапы: регистрация, учет первичных данных, используя специальные формы; систематизация и группировка данных по заданным признакам; представление данных в удобном виде; проведение анализа по выяснению сути происходящих процессов, а также по взаимосвязи показателей.
Метода цепных подстановок.
Сравнение происходит путем подстановки стоящих рядом показателей в цепь подстановок.
Метода элиминирования.
Выделяется один фактор, который влияет на все показатели деятельности предприятия.
Графического метода.
Полученные показатели и результаты анализа оформлены в графическом виде. Графические изображения делятся на диаграммы, контрольные, плановые и хронологические графики, которые могут быть линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.
Функционально-стоимостной анализ