Что такое факторный анализ себестоимости продукции?
Себестоимость продукции – важнейший показатель хозяйственной деятельности. От её уровня зависят финансовые результаты работы предприятия и в конечном итоге его конкурентоспособность на рынке. Считается, что себестоимость продукции формируется в ходе "перенесения" на неё стоимости израсходованных экономических ресурсов. Если продукцию удаётся продавать дороже себестоимости, то предприятие способно возмещать расход ресурсов, а значит оно конкурентоспособно. Если так не получается – жди банкротства.
Осуществляя любое производство, обязательно проводят факторный анализ себестоимости продукции по её общей сумме и по отдельным элементам. Общую сумму себестоимости выпуска продукции можно посчитать по формуле: С=З+Р, где З – переменные затраты, Р – постоянные расходы.
Одним из факторов снижения себестоимости является рациональность структуры производства. Известно, что при одинаковом размере условно-постоянных расходов (Р), например, управленческих, можно выпускать аналогичную, но разную по издержкоёмкости (И) продукцию в разных объёмах (О). Т.е. можно варьировать структуру производства. При анализе этого фактора используют следующую формулу расчёта общей себестоимости выпуска:
С=Σ(ОiхИi)+Р,
где Оi и Иi – объём выпуска и издержкоёмкость единицы i-той продукции. При этом Σ(ОiхИi) – затраты (З) прямо зависящие от объёма производства. Если плановый объем производства будет превышен, скажем на 2,6% (т.е. в 1,026 раза), то влияние этого первого фактора может быть рассчитано по формуле:
Δ1=(Зпл*1,026+Рпл)-(Зпл+Рпл),
где Зпл и Рпл – плановые переменные затраты и постоянные расходы. Но мы понимаем, что рост производства наверняка затронул его структуру, потому показатель Δ1 дополняем расчетом показателя:
Δ2=[Σ(ОiфхИiпл)+Рпл]-[Зпл*1,026+Рпл].
Благодаря Оiф, отражающему фактические объемы производства i-тых видов продукции, мы выявляем влияние изменения структуры производства на себестоимость. Анализ можно продолжить и определить влияние на себестоимость изменения издержкоёмкости отдельных видов продукции:
Δ3=[Зф+Рпл]-[Σ(ОiфхИiпл)+Рпл],
где Зф – фактические переменные затраты, т.е.
Зф= Σ(ОiфхИiф).
Завершить факторный анализ себестоимости продукции можно расчётом показателя:
Δ4=[Зф+Рф]-[Зф+Рпл],
который просто показывает изменение постоянных расходов фактически (Рф) по сравнению с планом (Рпл).