Директ-костинг: правдивая себестоимость

5

По определению директ-костинг представляет собой учетный метод в системе контроллинга, который основывается на определении стоимости изготовленной продукции и выполненных услуг без участия постоянных и переменных расходов.

Он основывается на том, чтобы полностью все расходы были разделены на переменные и постоянные в зависимости от того, насколько увеличивается или уменьшается объем продукции. Переменные затраты полностью ложатся на определенное изделие, а вот постоянные нужно относить к финансовому результату.

Система директ-костинг первоначально была описана Д. Гаррисоном в 1936 году и означала именно учет прямых затрат. Автором было предложено вести раздельный учет прямых и накладных расходов для того, чтобы можно было получить отчет за месяц о полученной прибыли либо же об убытках. Этот отчет будут достоверно отражать увеличение либо уменьшение полученной прибыли от уменьшения либо увеличения объемов продукции, которая была реализована.

Производственная себестоимость продукции, как правило, должна планироваться только из переменных затрат на производство. Также они используются при проведении переоценки незавершенного производства и при оценке остаток готовой продукции.

Постоянные же расходы никогда не входят в состав себестоимости продукции, а суммы собираются на отдельном счету и уже в конце отчетного периода их списывают одной суммой. Эта сумма идет на уменьшение прибыли того периода, к которому они относятся.

Самое сложное состоит в том, чтобы правильно распределить постоянные и переменные расходы по статьям. Потому что в некоторых случая переменные расходы могут являться постоянными. Это нужно для того, чтобы в итоге не получить искаженную систему соотношения расходов и доходов. В свою очередь полученное искажение может послужить почвой для получения неверной информации по доходам и расходам предприятия и их деления на переменные и постоянные.

Для того чтобы было возможно произвести аналитические расчеты необходимо вести раздельный учет всех переменных и постоянных расходов на производство продукции отдельно по каждому из видов продукции, а также по всему предприятию в общем.