Факторный анализ прибыли

5

Факторный анализ прибыли, как правило, представляет собой методику общего системного изучения и измерение влияния факторов на объем результативных показателей.

Главный источник формирования прибыли представлен основной деятельностью компании, с целью осуществления которой она была создана. Именно специфика той отрасли, которой принадлежит то или иное предприятия, определяет характер этой деятельности. Производственно-коммерческая деятельность составляет ее основу. Причем она может быть дополнена инвестиционной или финансовой деятельностью.

Доходы от реализации товаров или услуг равны разнице между выручкой от проданных товаров и услуг (за вычетом акцизов, налогов на добавленную стоимость и некоторых других так называемых «обязательных платежей»), и, безусловно, себестоимостью реализованных товаров и услуг, управленческих и коммерческих расходов.

Важнейшие факторы, которые влияют на объем прибыли от реализации проданных товаров или услуг:

  • увеличение или уменьшение величины проданных товаров; причем очевидно, что рост реализации рентабельной продукции влечет за собой повышение прибыли и, следовательно, улучшение общего финансового состояния того или иного предприятия; следует отметить, что уменьшение общего дохода зависит от роста величины реализации той продукции, которая является убыточной;
  • изменения в структуре ассортимента проданных товаров и услуг; то есть рост в общем объеме количества тех видов товаров, которые рентабельны, должен привести к повышению прибыли; в этом случае уменьшение общего дохода зависит от повышения количества низкорентабельных или убыточных товаров;
  • изменения в себестоимости товаров и услуг; зачастую в случае снижения себестоимости продукции растет прибыль, и, следовательно, наоборот, снижение прибыли прямо пропорционально зависит от ее роста; причем эта зависимость бывает только тогда, когда речь идет о коммерческих или управленческих расходах;
  • изменение цены товаров и услуг; логично, что при повышении уровня цен размер прибыли возрастет, и, соответственно, наоборот.

Важно подчеркнуть, что результаты, полученные, используя факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг, позволяют провести оценку резервов для увеличения эффективности вашего производства, а также принять обоснованные и логичные управленческие решения.

Чтобы оценить вышеперечисленные факторы можно использовать факторный метод анализа. А в случае внешнего анализа в качестве источника информации лучше использовать бухгалтерскую (финансовую) отчетность.