Понятие о стратегическом анализе и его методы

0

Стратегический анализ подразумевает преобразование базы данных, полученных в результате анализа внешней и внутренней среды, а также миссий и целей стратегического планирования предприятия. Стратегический анализ означает, по сути, формирование стратегического плана предприятия. К инструментам стратегического анализа (планирования) относятся:

Формальные (стандартные) модели. Под моделью понимаются несомненно экономико-математические методы отображения экономических процессов и явлений. В рыночной экономике огромное распространение получили понятия модели как инструмента появления стратегий, не обязательно формализованных в виде математических отношений, однако таких, которые отображает динамику процессов во внешней и внутренней среде.

В этом аспекте методы и модели в определенной мере являются синонимами. К формальным моделям можно отнести матричные методы. Самостоятельный творческий анализ (планирование) включает использование известных традиционных методов и приемов экономического анализа среди которых статистически-экономический метод.

К приемам этого метода относятся: статистические наблюдения для сбора цифровых данных, выборочное обследование, анкетирование и т.п.; экономическое группирование, сравнение, вычитание средних и относительных величин, индексов и т.п.

К приемам расчетно-конструктивного метода относятся: выделение главного звена; взвешивание; аналогии; стратегический анализ предприятия; применение нормативов – для выделения основных факторов и условий, создание системы мер, моделей, концепций, программ развития и других проектов.

К приемам отвлеченно-логического метода относятся: индукции и дедукция; анализ и синтез; сравнение; формализация и моделирования; программирование и прогнозирование.

Монографический метод используется для детального исследования и описания отдельного типичного или передового подразделения (объекта).

Экономико-математические методы, в частности, симплекс метод используется для оптимизации объекта исследования и максимизации прибыли; корреляционно-дисперсный анализ – для установления взаимозависимостей составных объекта, выявления факторов и уровня их влияния.

Для стратегического анализа чаще всего используются следующие методы: расчетно-аналитические – балансовый, нормативный и другие; графоаналитические, сетевые, регрессивно-аналитические, корреляционные, трендов и т.п.; экономико-математические – линейного, нелинейного и динамичного программирования, теории игр и прочие; эвристические (построенные на опыте исследователей и экспертов) – методы экспертных оценок, методы сценариев и т.д.

Специфические методы и модели стратегического анализа, которые, кстати, широко используются за рубежом, следующие: метод разрыва; модель жизненного цикла товара (ЖЦТ); крива опыта; модель «продукт-рынок», матричные методы портфельного анализа и прочие.