Теории мотивации персонала

5

Мотивация представляет собой процесс по стимулированию либо отдельного человека, либо работника, либо целой группы граждан к деятельности, которая направлена на достижение определенных целей предприятий или организаций.

Развитие в целом теории мотивации персонала отсчитывает свое начало с 20 века. Сегодня выделяют такие группы теорий мотивации, как содержательные, процессуальные, а также теории, которые основаны на отношении людей к труду.

Содержательные теории

Наиболее известной является теория Абрахама Маслоу, которая основана на делении основных потребностей на 5 типов, а именно это физиологические, в безопасности потребности, социальные, в уважении, самоутверждении и самовыражении. Данные потребности сводятся в иерархическую структуру, определяющую поведение человека, при этом потребности, относящиеся к высшему уровню, не мотивируют человека до тех пор, пока частично не будут удовлетворены потребности более нижнего уровня.

Иной теорией мотивации является теория Герцберга, которая гласит следующее:

  • все потребности можно поделить на гигиенические и мотивирующие;
  • присутствие гигиенических потребностей не дает полноценно расти неудовлетворению своей работой;
  • для того чтобы достичь мотивацию, следует обеспечивать влияние факторов мотивирующего характера;
  • для более эффективного уровня мотивации своих подчиненных сам руководитель обязан вникнуть в суть работы.

Процессуальные теории мотивации персонала

В данной группе является основной теория мотивации В.Врума. В ее основе находится теория ожиданий. Она строится на предположении о том, что человек может направлять свои намерения и усилия на достижение определенной цели только в том случае, когда он уверен в высокой вероятности удовлетворения потребностей.

В основе теории мотивации Макгрегора имеет место подход, сводящийся к отношению человека к труду. Выделяют несколько типов работников - это X и Y.

Персонал типа X характеризуют нежелание работать, лень, нежелание нести ответственность, безинициативность. Следовательно, его необходимо принуждать работать посредством поощрения и наказания.

К основным чертам работника Y следует относить потребность работать, выполнять сложные поручения, заинтересованность, творческий подход к заданиям. Такого работника надо побуждать к выполнению работы, но ни в коем случае не принуждать.

Теория установок трудового характера Гастева

Эта теория разработана в 20-х годах XX века. Она отражает энтузиазм людей советского времени (постоянные лозунги, выполнение и перевыполнение плана досрочно, соревнования). Для практического использования рассматриваемой теории должны создаваться мотивы, которые апеллируют к высшим человеческим качествам, например, энтузиазму, долгу, совести, духу соревнования.