Сбалансированная система показателей

5

Сбалансированная система показателей (ССП) представляет собой концепцию декомпозиции и переноса стратегических целей с целью планирования операционной деятельности, а также контроль их достижения. По существу, ССП - это механизм взаимной связи стратегических замыслов с решениями ежедневных задач, способ направления деятельности всей компании (либо группы) на их достижение. Контроль стратегической деятельности на уровне бизнес-процессов осуществляют через так называемые ключевые показатели эффективности (англ. — Key Performance Indicator (KPI)). KPI измеряют достижимость целей, а также характеризуют эффективность бизнес-процессов и работу каждого отдельно взятого сотрудника. В таком контексте сбалансированная система показателей является не только инструментом стратегического, но также и оперативного управления.

Преимущество ССП заключается в том, что внедрившая эту систему организация в результате получает «систему координат» действий, которая соответствует стратегии на любом уровне управления. При этом связываются разные функциональные области, как, к примеру, финансы, информационные технологии, управление персоналом и т.п. Неправильно рассматривать ССП односторонне, с позиции только конкретной функциональной области. Такие попытки сделают успех применения крайне затруднительным и дискредитируют всю концепцию.

Суть этой системы можно коротко сформулировать при помощи двух основных положений.

  • Использование только финансовых показателей не позволяет всесторонне (сбалансированно) описать состояние предприятия. Они нуждаются в дополнении другими показателями;
  • Сбалансированная система показателей может использоваться не только в качестве комплексного индикатора состояния предприятия, но и как система управления, обеспечивающая связь между стратегическими начинаниями собственников либо топ-менеджмента с операционной деятельностью менеджмента предприятия.

Основная структурная идея ССП заключается в том, чтобы всю систему показателей сбалансировать в виде четырех групп. Первая группа охватывает традиционные финансовые показатели. Вторая — описывает внешнее окружение предприятия, взаимоотношения с клиентами. Третья группа будет характеризовать внутренние процессы на предприятии. Четвертая — позволит описать способность предприятия к обучению и росту.