Анализ основных финансовых показателей и коэффициентов

5

Анализ финансовых показателей и коэффициентов проводится не только с целью оценки денежного положения организации на данный момент, но и для прогноза развития предприятия. 

Финансовый анализ применяется для выяснения причин различий между плановыми и действительными показателями, для расчета бюджета в целом или для конкретного проекта.

Основными инструментами анализа являются горизонтальный и вертикальный анализы отчетности и коэффициенты.

Финансовых коэффициентов, используемых для анализа, существует около двух сотен. Однако чаще всего для получения однозначного вывода достаточно всего нескольких коэффициентов. Для удобства их разделяют на группы в зависимости от субъекта анализа (стейкхолдера), но следует заметить, что такое деление является условным; возможно разделение также по видам деятельности компании: платежеспособность и ликвидность, рентабельность и пр. Широко используется разделение показателей на следующие группы:

Операционный анализ

К этой группе относят коэффициенты изменения валовой прибыли, операционной прибыли, валовых продаж и чистого дохода.

Анализ операционных издержек

Данная группа коэффициентов позволяет изучить динамику издержек предприятия и выяснить причины возникших отклонений от плана.

Управление активами

Дают представление об эффективности использования организацией финансовых средств.

Показатели ликвидности

Коэффициенты этой группы позволяют выяснить платежеспособность компании на данный момент.

Показатели рентабельности

Оценка эффективности распоряжения менеджмента активами предприятия (соотношение чистой прибыли к полученным ранее финансовым средствам).

Показатели структуры капитала

Позволяют анализировать опасность банкротства организации ввиду невозможности возврата кредитов.

Показатели обслуживания долга

Отражают возможности предприятия к возвращению долгосрочных долгов, но не определяют ликвидность.

Рыночные показатели

Коэффициенты, в которых наиболее заинтересованы собственники. Отражают данные по прибыли, полученной усилиями менеджмента на инвестированные средства.

Разделение показателей существенно упорядочивает и упрощает анализ финансовых показателей и коэффициентов.