Ассортиментная политика предприятия
Одна из важнейших частей конкурентной стратегии компании — это ассортиментная политика. Вопрос о сужении или расширении ассортимента продаваемой/выпускаемой продукции имеет разные решения в зависимости от большого количества конкретных условий: размеры фирмы, отрасль, товарная группа и другие конъюнктурные составляющие. Тем не менее, общие зависимости и правила нужно определить и сформулировать на основании анализа существующих рыночных сегментов (внешние факторы), а также финансовых изменений, которые происходят внутри самой компании (внутренние факторы).
Конкретная ассортиментная политика предприятия должна базироваться на оценке изменений в денежных потоках, которые вызваны сменой ассортимента, и на прогнозе ситуации с денежными потоками в ближайшей перспективе.
Любые расширения ассортимента непременно влекут за собой рост расходов. Положительные финансовые результаты в результате смены ассортимента могут произойти только в будущем.
Иногда основной целью расширения ассортимента (к примеру, выпуск сопутствующих товаров под уже существующим брендом) может являться реклама. В этом случае расширение ассортимента следует рассматривать, как любые операционные расходы - с точки зрения влияния на финансовые результаты.
В любом случае основным критерием при планировании выпуска новой продукции (будь-то имиджевый продукт или новый вид товара) или при сокращении имеющейся товарной номенклатуры должно стать изучение финансовых результатов, полученных в результате таких перемен.
Подходы к изменению ассортимента могут базироваться на трех подходах:
- Горизонтальное изменение. Одна из частей политики горизонтальной диверсификации. Горизонтальное изменение представляет собой смену ассортимента в рамках существующей деятельности или выход на новые рынки в рамках кооперации без переходов на смежные уровни.
- Вертикальное изменение. Этот процесс является частью вертикальной диверсификации деятельности компании. Он направлен на расширение либо сужение производства, которое связано с самостоятельным производством комплектующих, закупаемых ранее у поставщиков со стороны, а также создание торговой сети для продвижения собственной продукции.
- Комплексное изменение. Представляет собой диверсификацию в обоих направлениях.