Факторный анализ выручки

4

Особого внимания в процессе оценки финансовых результатов, полученных предприятием, заслуживает прибыль (убыток). Это наиболее значимая и существенная статью формирования результата деятельности конкретной фирмы. Факторный анализ выручки поможет увидеть, что и как влияет на величину прибыли.

Среди основных факторов, оказывающих влияние на прибыль (или убыток) являются:

  • объем продаж продукции;
  • отпускные цены на выпускаемую продукцию;
  • себестоимость проданного товара;
  • структура продаваемой продукции;
  • себестоимость с учетом структурных сдвигов в структуре и составе продукции.

Для проведения факторного анализа выручки необходимы следующие сведения:

  • Себестоимость товара,
  • Количество проданного товара,
  • Цена проданной продукции.

Перечень можно расширить описанием видов деятельности, географическими сегментами деятельности и т.д. Для проведения данного вида анализа необходимо определить три основных показателя. Среди них:

  1. Условная выручка. Формула для расчета: УВ=Σ(Ц×Р), где УВ - условная выручка; Ц - уровень средней реализационной цены базисного периода; Р - объем фактически реализованного отдельного вида продукции.
  2. Условная сумма затрат. Формула расчета: УЗ = Σ(С×Р), где УЗ - условная сумма затрат; С - себестоимость отдельно взятого вида продукции.
  3. Условная прибыль. Формула расчета: УП = УВ – УЗ, где УП – условная прибыль.

Исходя из полученных данных, рассчитывается влияние на величину выручки следующих факторов:

  1. Изменение отпускных цен;
  2. Изменение объема продаж;
  3. Изменение структуры проданного товара;
  4. Изменение себестоимости проданного товара;
  5. Изменение себестоимости с учетом структурных сдвигов в составе проданного товара.

На основе полученных данных делаются выводы о положительном или отрицательном влиянии каждого конкретного фактора. При этом особая роль уделяется тем факторам, которые наиболее положительно влияют на рост прибыли от продаж. Особо требуют анализа факторы, отрицательно повлиявшие на получение выручки. Все это позволяет поставить цели увеличения выручки от продаж с учетом необходимых управленческих решений, которые будут относиться к каждому из выявленных факторов.

Например, чтобы снизить себестоимость выпускаемой продукции можно использовать прогрессивные конструкционные материалы, вести поиск более выгодных поставщиков, усилить контроль над нормами расходования материалов, контролировать обусловленность оценки отходов производства, устранить нерациональные расходы и потери и т.д. А вот увеличить объем продаж можно, увеличив объем производства, усовершенствовав структуру и ассортимент выпускаемой продукции, повысив прогрессивность и качество продукции, усовершенствовав механизм ценообразования и др.

Таким образом, факторный анализ выручки позволяет не только понять, почему она получена в таком размере, но и продумать пути ее увеличения.