История развития маркетинга

5

Такой процесс как маркетинг не мог появиться сам по себе или быть создан человеком за пять минут. История развития маркетинга насчитывает не одно десятилетие кропотливой работы ведущих мировых экономистов. Ведь уже в античности была развита система торговли, а значит спроса и предложения. Подобные вопросы поднимались и в 18 веке, когда ведущий экономист того времени Адам Смит в своем труде написал, что «у продавца нет большей заботы, чем удовлетворение покупателя».

Принято считать, что маркетинг, как массовый процесс, зародился позднее – аккурат после великой депрессии Запада, которая закончилась в середине 1930-ых годов. Но есть ученые, которые считают, что зарождение этого процесса произошло гораздо раньше. К примеру, бытует мнение, что основоположником маркетинга стал магазинчик, который открылся в Токио и середине 17-го века. Его владелец старался всячески угодить своим клиентам: покупал у других продавцов необходимые товары, возвращал деньги за брак, постоянно расширял свое предложение. 

Также считается, что расцвет западной фирмы «Интернэшнл Харвестер» стал возможен благодаря маркетинговым процессам. Ведь ее создатель Сайрус Маккормик активно занимался изучение своего сегмента рынка, планировал ценовую политику и создал успешную систему сервиса. Все эти составляющие являются признаками маркетинга.

В начале 20-го века в американских университетах преподаватели начинают читать краткие курсы по маркетингу. Первыми учебными заведениями, которые ввели новый курс, стали Иллинойский, Мичиганский, Пенсильванский университеты, а также университет Висконсина. Во многом, именно благодаря этому, большинство ученых и экономистов называют США родиной маркетинга. 

Изначально маркетинг обладал только одной функцией – сбытовой. Особое внимание уделялось тому, как непосредственно организовать торговлю, продажу и создать качественную рекламу. Но последующие мировые войны и кризисы заставили производителей обратить внимание и на другие возможности маркетинга. В частности на то, как с помощью этого экономического процесса можно урегулировать внутренние коммуникации производства.

Далеко не последнее значение на развитие маркетинга оказали и монополии, которые были невероятно сильны в то время. Стремясь сохранить свое единоличное правление на рынке сбыта, подобные компании активно занимались информационной разведкой и детальным исследованием рынка, для того, чтобы вовремя захватывать прибыльные идеи и технологии.

В середине 1920-ых годов на территории Северной Америки была создана Национальная ассоциация преподавателей маркетинга, которая существует и сегодня, но уже под другой «вывеской». В 1973 году объединения получило название Американская ассоциация маркетинга.  Подобные же организации были созданы в Японии и в Европе, но уже несколько позже. В 80-ых и 90-ых годах маркетинг претерпел глобальные изменения в прямом смысле этого слова: стали создаваться такие международные организации как – Европейская академия маркетинга, Международная федерация маркетинга, Европейское общество исследования маркетинга.

А в 1992 году история развития маркетинга пополнилась еще одним знаковым событием – в Австралии началась международная конференция по вопросам маркетинга со звучным названием «Маркетинг – это все».