Маркетинг и менеджмент – схожие понятия?

5

Понятия «маркетинг» и «менеджмент» тесно взаимосвязаны  между собой в управлении предприятием.

Маркетинг – (происходит от слова «market» - рынок) – это процесс продвижения товара на рынок: исследование и прогнозирование рынка, изучение внешней и внутренней среды предприятия, создание стратегии поведения на рынке при помощи различных маркетинговых методов.

Понятие «менеджмент» (происходит от американского слово «manage» - управлять) – это хозяйственная деятельность организации направленная на достижение конкретных целей, с помощью всей совокупности методов, принципов, средств управления производством с целью повышения эффективности производства и получения прибыли. Если глубже рассмотреть данное понятие, то можно отметить что маркетинг является частью менеджмента. В задачи менеджмента входит изучение рынка (изучение спроса и предложения); эффективное производство продукции – получить максимальную прибыль, но при минимальных затратах; грамотное управление персоналом (здесь имеет место знание таких наук как психология и социология); анализ информации и разработка программ.

Взаимосвязь этих двух дисциплин на каждом этапе жизненного цикла продукта или компании различна.

Итак, на стадии внедрения продукта на рынок (выхода компании на рынок) большую роль играет маркетинг. На этом этапе важны маркетинговые исследования, проанализировать рынок сбыта, конкурентов и потребителей.

На стадии роста спрос на продукцию увеличивается, и даже достигается превышение предложения над спросом. На данном этапе равнозначны две дисциплины. Нужно обеспечить более стремительный рост. Маркетинг должен анализировать рынок и определять желания потребителей, устанавливать более подходящие цены для увеличения спроса. А менеджмент должен обеспечить рынок необходимым количеством товара, посредством правильного управления персоналом и финансами.

Этап зрелости определяется как пик жизненного цикла товара, сбор прибыли с товара. На этом этапе важно умело управлять.  Маркетинг отходит на второй план.

Этап спада наступит на любом рынке и на любой товар. Здесь фирма может пойти по двум разным направлениям, сделав ставку на менеджмент или на маркетинг. Первый вариант: спрос на товар уменьшается до предела, распродаются запасы, встаёт вопрос о ликвидации компании. А второй: найти новые пути развития товара (модернизация, перепрофилирование, кардинальное  изменение политики, выход на новый рынок).  В первом случаи больше роли отводится менеджеру, он должен принять решение о ликвидации товара и фирмы. А во втором – маркетолагу, который должен найти или новые рынки сбыта, или создать новый товар и по новой схеме запустить его на рынок.

Конечно, каждый этап имеет свои особенности и влияние той или иной дисциплины может измениться. Всегда надо учитывать внешние факторы и сразу реагировать на них.

Таким образом, маркетинг и менеджмент взаимосвязаны и знания этих дисциплин очень важны для успешного ведения бизнеса.

Маркетинг_менеджмент