Маркетинг образовательных услуг
Рынок образовательных услуг – это один из новых и перспективных рынков в экономике. Уровень образования с каждым годом растет, соответственно и величина спроса и предложения на данный вид услуг увеличивается. Рынок образовательных услуг ничем не отличается принципиально от других. И здесь, как и на любом другом рынке большое внимание уделяется маркетингу.
Товар на рынке образовательных услуг – это знания, навыки, умения. Потребностью такого специфического товара является нехватка знаний человека в любой сфере. Мотивом для приобретения такого товара является стремление человека к повышению уровня своего образования, социального статуса, и просто к собственному развитию.
Роль маркетинга в сфере образования выражается управлением взаимоотношениями между производителем и потребителем. В основном, образовательные услуги на рынок поставляют учебные заведения, которые должны четко представлять и знать всё о желаниях своего потребителя.
Потребитель – это тот кто получает образовательные услуги. Большую их часть составляют студенты, также интерес к данному продукту проявляют предприятия и организации с целью повышения квалификации своих работников. Одним из видов образовательных услуг является разработка учебных пособий и программ. Потребителями такого продукта могут быть и родители студентов, другие учебные заведения, а так же персонал самого учебного заведения и работники различных других отраслей.
Покупатель – это тот кто приобретает образовательный продукт или услугу: это родители учащихся, которые решают дать своёму ребёнку образование; это фирмы, которые посылают своего работника на переработку; государство, которое заказывает вузу определенного специалиста.
Немаловажным в системе маркетинга образовательных услуг является цена, каналы распределения, продвижение товара, кадры продвигающие товар.
Цена - это плата за обучение. Она должна быть доступной и соответствовать сочетанию цена-качество.
Канал распределения – это способ передачи товара от производителя к потребителю. Существует много каналов распределения образовательных услуг, но стоит учитывать и особенность данного вида товара – невозможно создать запасы данного товара. Одним из главных каналов распределения является прямые продажи. Другим каналом – использование посредников (учебные заведения различных стран набирают студентов других стран для подготовки их к поступлению в вузы и обучения иностранному языку). Еще одним каналом распределения является франчайзинг. Вузы предлагают дополнительные услуги - разрабатывают программы, которые обучают иностранному языку на высоком уровне для подготовки специалиста международного класса. Следующие требование к каналу распределения – место продажи услуг, которое должно быть удобное для потребителя.
Продвижение – это методы продвижения образовательных услуг (публикации в журналах и газетах), использование других средств массовой информации, издательство брошюр, презентации, «дни открытых дверей», организация конференций. Продвижение товара носит целенаправленный характер в маркетинге.
Кадры – люди, которые обслуживают потребителей. Важно не только их квалификация и профессионализм, но и их умение общаться с клиентом
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что маркетинг образовательных услуг – важная деятельность, которая помогает сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.