Методика анализа финансовых результатов

5

Методика анализа финансовых результатов используется для того, чтобы оценить экономическое или финансовое состояние той или иной фирмы, провести качественный анализ эффективности работы предприятия и определить его перспективы на будущее. Как правило, большинством финансовых аналитиков предлагается следующая последовательность для проведения анализа прибыли организации и рентабельности ее продукции:

Для начала нужно сформировать множество показателей, которые будут характеризовать финансовые результаты предприятия за определенный срок. Нужно отметить, что при этом обычно указываются все возможные показатели. Среди них можно выделить:

  • валовую прибыль;
  • прибыль или убытки от реализованной продукции;
  • прибыль или убытки от продаж и некоторые другие виды так называемой «внереализационной деятельности»;
  • прибыль или убытки перед налогообложением (то есть общая бухгалтерская прибыль);
  • прибыль или убытки в результате обычной деятельности;
  • а также так называемую «чистую прибыль» (та прибыль или убытки, которые не были распределены за отчетный период).

Считается, что второй этап – это также предварительная часть проведения анализа финансов. На нем, как правило, проводят анализ не только абсолютных показателей прибыли, но и ее относительных показателей. К примеру, на этом этапе анализ проводится по отношению дохода к выручке от реализации товаров исходя из рентабельности продаж.

Далее следует провести так называемый «углубленный анализ». Его можно осуществить, исследовав влияние разнообразных факторов на размер дохода и рентабельность продаж. Причем эти факторы нужно разделить на группы. Обычно выделяют две группы: внешние и внутренние факторы.

На этом этапе нужно провести анализ того, как финансовые результаты от реализации продукции зависят от таких процессов, как инфляция.

Теперь следует внимательно изучить качество прибыли. По результатам, полученным на этом этапе, составляется общая характеристика всей структуры источников, формирующих прибыль предприятия.

На следующем этапе можно проанализировать, рентабельны ли активы предприятия.

Последним, завершающим этапом будет проведение маржинального анализа прибыли (такой анализ, который основан на использовании либо предельных величин, либо относительных приростов, что в принципе одно и то же).

В экономике эти семь этапов обычно называют «Методика анализа финансовых результатов» и используют лишь тогда, когда надо получить детальную характеристику о прибыли и рентабельности.