Методы маржинального анализа
Методы маржинального анализа – это совокупность приемов, способов, которые служат для оценки и обоснования управленческих расчетов и принятых на их основе решений.
Основу маржинального анализа составляют два таких понятия, как точка безубыточности и маржинальный доход. Пожалуй, с них и начнем рассмотрение этой глобальной темы.
Совокупность методов хорошо иллюстрируется при расчете точки безубыточности. В данном случае используют три метода: аналитический, маржинальный и графический. В целом, такие методы применяются ко многим категориям маржинального анализа, поэтому целесообразно рассмотреть их применительно к оценке безубыточности объема продаж.
Сам термин «точка безубыточности» обозначает собой определенный объем продаж, по итогам реализации которого выручка и себестоимость равны при делении себестоимости на постоянные и переменные затраты. Рассмотрим более подробно методы маржинального анализа. Итак, при расчетах точки безубыточности универсальным признан аналитический метод. Для его использования необходимы следующие исходные данные:
P – цена одной единицы продукции;
V – переменные расходы из расчета на одну единицу;
C – постоянные расходы.
Пусть X – безубыточный объем продаж, который принимается в натуральных единицах измерения, допустим, в штуках.
Вывод формулы достаточно прост. Принимаем во внимание, что по определению точки безубыточности:
Выручка (P) = Себестоимости (V+C) или
Выручка (P) – Себестоимость (V+C) = 0.
Тогда P*X-(V*X+C)=0, отсюда X=C/(P-V).
По итогам расчетов точка безубыточности может быть получена либо в штуках, либо в денежном измерении. Как видим, все очень просто.
В основе маржинального метода лежит величина маржинальной прибыли в расчете на одну единицу продукции (MP), которая используется для покрытия имеющихся постоянных расходов. Определяют ее как разность цены и переменных расходов:
MP=P-V
Графический метод, соответственно более трудоемкий, но отличается своей наглядностью. При его использовании происходит построение четырех графиков: постоянных и переменных расходов, выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции. Все графики строятся в одной системе координат, ориентируясь на зависимость от объема продаж. Точкой безубыточности является точка пересечения графиков.
Все вполне понятно относительно производства одного вида продукции, но предприятия в современных условиях акцентируют свое внимание на достаточно широком ассортименте продукции. В таком случае, анализ проводится с помощью аналитического метода при определении структуры продаж относительно всего ассортимента.