Методы маржинального анализа

5

Методы маржинального анализа – это совокупность приемов, способов, которые служат для оценки и обоснования управленческих расчетов и принятых на их основе решений.

Основу маржинального анализа составляют два таких понятия, как точка безубыточности и маржинальный доход. Пожалуй, с них и начнем рассмотрение этой глобальной темы.

Совокупность методов хорошо иллюстрируется при расчете точки безубыточности. В данном случае используют три метода: аналитический, маржинальный и графический. В целом, такие методы применяются ко многим категориям маржинального анализа, поэтому целесообразно рассмотреть их применительно к оценке безубыточности объема продаж.

Сам термин «точка безубыточности» обозначает собой определенный объем продаж, по итогам реализации которого выручка и себестоимость равны при делении себестоимости на постоянные и переменные затраты. Рассмотрим более подробно методы маржинального анализа. Итак, при расчетах точки безубыточности универсальным признан аналитический метод. Для его использования необходимы следующие исходные данные:

P – цена одной единицы продукции;

V – переменные расходы из расчета на одну единицу;

C – постоянные расходы.

Пусть X – безубыточный объем продаж, который принимается в натуральных единицах измерения, допустим, в штуках.

Вывод формулы достаточно прост. Принимаем во внимание, что по определению точки безубыточности:

Выручка (P) = Себестоимости (V+C) или

Выручка (P) – Себестоимость (V+C) = 0.

Тогда P*X-(V*X+C)=0, отсюда X=C/(P-V).

По итогам расчетов точка безубыточности может быть получена либо в штуках, либо в денежном измерении. Как видим, все очень просто.

В основе маржинального метода лежит величина маржинальной прибыли в расчете на одну единицу продукции (MP), которая используется для покрытия имеющихся постоянных расходов. Определяют ее как разность цены и переменных расходов:

MP=P-V

Графический метод, соответственно более трудоемкий, но отличается своей наглядностью. При его использовании происходит построение четырех графиков: постоянных и переменных расходов, выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции. Все графики строятся в одной системе координат, ориентируясь на зависимость от объема продаж. Точкой безубыточности является точка пересечения графиков.

Все вполне понятно относительно производства одного вида продукции, но предприятия в современных условиях акцентируют свое внимание на достаточно широком ассортименте продукции. В таком случае, анализ проводится с помощью аналитического метода при определении структуры продаж относительно всего ассортимента.