Методы оценки кредитоспособности заёмщика
В международной практике отсутствуют твердо установленные правила методов оценки кредитоспособности заёмщика, потому что если учесть все особенности клиентов, то можно прийти к выводу - это почти невозможно. В мире сегодня нет единых методов системы оценки кредитоспособности, поэтому многие банки используют разновидные способы анализа кредитоспособности заёмщика.
Методы оценки кредитоспособности заёмщика основываются на системах финансовых коэффициентов, которые определяются согласно балансовым формам:
- коэффициенты ликвидности
- коэффициенты финансового левериджа
- коэффициенты прибыльности
- коэффициенты обслуживания долга.
Есть очень много разновидных способов оценки кредитоспособности заёмщиков.
- Основывающийся на анализе денежных потоков.
- Основывающийся на анализе делового риска.
- Основывающийся на системе финансовых коэффициентов.
Я предлагаю рассмотреть метод оценки кредитоспособности заемщика , который основан на системе под номером 3.
Такой метод очень часто, но только в различной степени избирательности использует, видимо, почти каждая сегодняшняя методика оценки. На основе сравнения дел заёмщика с нормативными критериями, множество коэффициентов данных методов позволяют точно оценить их текущее состояние. Заемщиков можно разделить на несколько групп, они всегда кредитуются банком с учетом специфики отрасли и номера группы.
Данный методы указывает банку на рассмотрение не процесса деятельности, а только на финансовый результат, так как в итоге играет важную роль естественный возврат кредита. Одним из главных недостатков такого метода анализа является именно то, что он совершенно не учитывает такие факторы как, изменения в стране, например, политические и общеэкономические, а также изменение структуры организационного управления предприятием. Также является существенным недостатком и то, что расчёт коэффициентов ведётся по данным отчетности, которые, в своей сущности, характеризуют состояние дел организации в периоде ( предыдущем ).
Следовательно, если ориентироваться с целью на то, чтобы увидеть, непосредственно, результат финансово-хозяйственной деятельности заёмщика, то банк, естественно, будет стимулировать его на рост показателей именно таких, как чистая прибыль или валовой коммерческий доход.
Немного проанализировав методы оценки кредитоспособности заёмщика, можно сказать, что кредитоспособностью называют такое состояние предприятия ,как финансово-хозяйственное, когда существует уверенность, что заемные средства используются эффективно, заёмщик способен и готов вернуть кредит согласно установленным условиям договора.