Оборачиваемость готовой продукции (коэффициент оборачиваемости готовой продукции)
Такое понятие как оборачиваемость средств производства призвано дать ответ на вопрос, насколько продуктивно и с какими временными затратами предприятие может принести доход посредством исполнения цепочки Деньги – Товар – Деньги.
Оборачиваемость готовой продукции свидетельствует о тенденциях снабжения сырьем производства, о состоянии рынков сбыта, о своевременности расчетов с непосредственными продавцами и покупателями, а так же третьими лицами.
Оборачиваемость, как свойство активов предприятия выражается в коэффициентах, формулу расчета которых можно представить в общем виде следующим образом:
Коэф.оборачиваемости актива = Выручка от реализации/Актив,
где коэффициент и выручка берутся в рамках периода, актив - среднее значение.
Анализ временных коэффициентов позволяет сделать вывод об эффективности деятельности организации. Однако его можно рассматривать только в сопоставлении с данными в начальном периоде либо более раннем по отношению к исследуемому, чтобы увидеть динамику. Сам по себе коэффициент трудноинтерпретируем, его нельзя оценить с точки зрения допустимости, оптимальности или критичности для предприятия.
Оборачиваемость готовой продукции отражается через коэффициент оборачиваемости готовой продукции – Когп, который ориентирован на показатель скорости оборота. Он вычисляется как отношение выручки от продаж (В) к готовой продукции (ГП): Когп = В/ГП.
Если при сравнении различных периодов наблюдается рост коэффициента, это свидетельствует об увеличении спроса на производимую продукцию. Если же коэффициент снижается, то следует констатировать затоваривание складов.
Экономическая теория, проводя разновременные расчеты, пришла к выводу, что многое зависит и от избранного периода исследования, который целесообразнее рассчитывать в днях – это даст более структурированную и подробную информацию об управлении оборотным капиталом организации.
Периоды оборота готовой продукции характеризуются реальной экономической трактовкой, и включает в себя два аспекта: это календарная периодичность отгрузки уже произведенной продукции покупателям и средний срок хранения продукции на складе с момента производства до момента отгрузки.
Все периоды оборота в своей совокупности образуют затратный цикл. Чем больше значение затратного цикла, тем больше времени деньги находятся в одном цикле оборота, сильнее выражена потребность организации в финансировании и тем более дальней является перспектива получения реальной чистой прибыли.
Между тем, рост затратного цикла вызывает пропорциональное увеличение коэффициента общей ликвидности фирмы, а также снижение коэффициентов абсолютной ликвидности и рентабельности капитала, что напрямую характеризует эффективность и привлекательность предприятия.